Дягилев 2.0, возвращение Гюго и любовный треугольник на крымском курорте: гид по фестивалю «Летние балетные сезоны»
«Лебединое озеро»
Где: Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева
Когда: 1, 2 и 8 июля в 19:00
По сложившейся традиции «Летние балетные сезоны» каждый год начинаются и завершаются под музыку Петра Ильича Чайковского, сопровождающую старинную немецкую легенду о прекрасной принцессе, обращенной злым волшебником в белоснежного лебедя. В Марийском театре оперы и балета деликатно и бережно сохранили классический танцевальный рисунок, а вот в работе над сценографией решили поэкспериментировать. В итоге художник-постановщик Борис Голодницкий придал всем декорациям форму крыльев, что вместе с прыжками и фуэте исполнителей делает постановку по-настоящему полетной.
Театр из Йошкар-Олы относительно молод – ему чуть больше полувека. Некогда его костяк составили выпускники Московской, Ленинградской, Горьковской и Казанской консерваторий, а также Московского, Ленинградского и Пермского хореографических училищ. Сегодня в биографии театра началась новая страница: балетную труппу возглавил заслуженный артист России, в прошлом — солист Большого театра, балетмейстер Константин Иванов.
«Бахчисарайский фонтан»
Где: Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева
Когда: 3 и 9 июля в 19:00
В основу «Бахчисарайского фонтана» Бориса Асафьева легла одноименная поэма Пушкина, которую совсем еще юный поэт написал, побывав в Крыму и увидев Фонтан слез в ханском дворце Бахчисарая. Впервые история любовного треугольника, где Зарема любит Гирея, Гирей — Марию, а Мария не любит никого и мечтает лишь о смерти, была поставлена Ростиславом Захаровым в бывшей Мариинке в 1934 году и стала первым балетно-драматическим спектаклем советской эпохи.
В постановке худрука Марийского театра Константина Иванова черты хореодрамы, когда драматическая игра господствует над танцем, сведены к минимуму. На сцене властвует классическая хореография. «Бахчисарайский фонтан» марийской труппы — это гран балет с по-восточному ослепительными декорациями, костюмами и великолепными дуэтами.
«Эсмеральда»
Где: Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева
Когда: 6 и 12 июля в 19:00
В этом спектакле на музыку Цезаря Пуни художественный руководитель Марийского театра оперы и балета Константин Иванов выступил не только в роли постановщика, но еще и как автор либретто, вернув в эту историю интонации Виктора Гюго — автора романа «Собор Парижской богоматери».
«Эсмеральда», написанная по канонам романтического театра середины XIX века, многое повидала на своем веку. Некоторые балетмейстеры, приступая к рассказу о страстях, бушевавших на улицах средневекового Парижа, призывали на помощь других композиторов. Так, Мариус Петипа «разбавил» Пуни музыкой Риккардо Дриго, а Агриппина Ваганова привлекла к работе над «Эсмеральдой» композитора Рейнгольда Глиэра. Посмотрим теперь, какую революцию удалось совершить тут марийской труппе.
«Чиполлино»
Где: Марийский государственный академический театр оперы и балета им. Э. Сапаева
Когда: 10 июля в 12:00
В подарок юным столичным балетоманам Марийский академический театр оперы и балета везет премьерную для «Сезонов» сказку Джанни Родари о борьбе мальчика-луковки и его друзей с безжалостным тираном принцем Лимоном. Балет на музыку Карена Хачатуряна поставил заслуженный артист России Генрих Майоров.
Характерные танцы, лирические дуэты, акробатические трюки, а также фантазийные декорации и костюмы переносят зрителей в шумные итальянские предместья, где царствуют дружба и истинная любовь к справедливости.
«Спящая красавица»
Где: Русский классический театр балета
Когда: 15, 22, 29 июля, 4 августа
Где: Национальный классический балет
Когда: 15 августа
Где: Московский государственный академический театр им. Н. Сац
Когда: 22, 25 августа
«Вот что бывает, когда забываешь дальних родственников» — под таким девизом «Летние балетные сезоны» показывают старинную французскую сказку, переложенную на язык музыки и танца Петром Ильичом Чайковским и Мариусом Петипа. Кстати, именно Петипа настоял, что роль злой колдуньи Карабос должны исполнять исключительно мужчины.
Балет-феерия, балет-праздник, позволяющий не следить за знакомым с детством сюжетом, а наслаждаться живой музыкой и сценографией, будто срисованной из яркой книжки с картинками. Чтобы понять, чьи декорации и костюмы ярче, а танцовщики воздушнее, стоит сходить на все три постановки.
«Баядерка»
Где: Национальный классический балет
Когда: 18, 25 июля, 8, 18 и 26 августа
И вновь древняя, на этот раз индийская легенда. И вновь история трагической любви прекрасной танцовщицы и бесстрашного воина. И вновь Мариус Петипа, на волне моды на все восточное и экзотическое создавший в конце 1870-х годов вместе с композитором Людвигом Минкусом балет «Баядерка». Тогда избалованная петербургская публика была в восторге от проникновенной музыки, сложной хореографии, захватывающего сюжета и ярких характеров. У Национального классического балета под руководством балерины и педагога Анны Нехлюдовой есть все шансы повторить тот успех. Ведь в труппе танцуют выпускники лучших балетных школ России.
«Ромео и Джульетта»
Где: Русский классический театр балета
Когда: 13, 20, 26 июля, 3 августа
Где: Национальный классический балет
Когда: 17 августа
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о композиторе Сергее Прокофьеве, чьих «Ромео и Джульетту» в СССР запрещали и не пускали на сцену. Зато сегодня балет-симфония по мотивам трагедии Шекспира — один из самых популярных в мире, а некоторые его музыкальные темы, например, «Марш Монтекки и Капулетти», стали настоящими хитами и зажили собственной, независимой жизнью, «прописавшись» в программах концертирующих пианистов.
Конечно, все мы знаем, что счастливой развязки ждать не приходится и дни возлюбленных сочтены. Но магия балета такова, что каждый раз, наблюдая за менуэтом гостей, съезжающихся на бал в роскошный дом Капулетти, за преисполненной надежды сценой у балкона или пронзительным, столь же нежным, сколь и страстным танцем Ромео и Джульетты, мы волей-неволей преисполняемся надежды в то, что истинные чувства вечны, а настоящая любовь сильнее смерти.
«Кармен», «Пахита»
Ж. Бизе, Э. Дельдевез
Где: Национальный классический балет
Когда: 10 августа
Премьера «Летних балетных сезонов»-2022 — одноактные «цыганские» постановки «Кармен» и «Пахита» — начали свою театральную жизнь практическое одновременно в середине 1840-х годов. Однако, несмотря на авантюрные, захватывающие дух сюжеты, оба спектакля вскоре оказались забыты, чтобы однажды вновь триумфально возродиться к жизни.
Балет «Кармен», в основу которого легла одноименная новелла Проспера Мериме, обрел второе дыхание благодаря оперной музыке Жоржа Бизе. А для российского зрителя эта история страстной любви, свободы, предательства и роковой расплаты немыслима без аранжировки Родиона Щедрина.
Несмотря на то что в жилах главной героини «Пахиты» тоже течет цыганская кровь, настроение этой истории совсем иное — романтическое, мелодраматическое, где-то даже детективное, и счастливый, абсолютно сказочный финал тут неизбежен. Мариус Петипа, перенесший сценические приключения сироты Пахиты на русскую сцену, дополнил постановку музыкой Людвига Минкуса, а также блистательными балетными «спецэффектами», среди которых — демонстрация «стальных пуантов».
Балеты «Русских сезонов»: «Шахерезада», «Шопениана», «Половецкие пляски»
Н. А. Римский-Корсаков, Ф. Шопен, А. П. Бородин
Где: Московский государственный академический театр им. Н. Сац
Когда: 24 августа
Один из главных хедлайнеров нынешних сезонов — впервые участвующая в балетном марафоне всемирно известная труппа Московского государственного академического театра им. Наталии Сац. Танцовщики прославленного коллектива, в афише которого более шестидесяти постановок для зрителей разных возрастов, станцуют на сцене РАМТа «Лебединое озеро» (23 августа), «Спящую красавицу» (22 и 25 августа) и три одноактных шедевра Михаила Фокина, созданных для легендарных «Русских сезонов» Сергея Дягилева и восстановленных хореографом Андрисом Лиепой.
«Шахерезада» на музыку одноименной симфонической поэмы Николая Римского-Корсакова переносит зрителя во времена древних персидских сказаний «Тысячи и одной ночи», где хитроумная царица Шехерезада спасает от смерти молодых жен Шахрияра, уводя его в небывалый мир своих невероятных сказочных фантазий. В начале XX века смелый хореографический текст Михаила Фокина произвел фурор среди балетоманов. Удивительно, что и спустя сто лет эта провокационная, не утратившая своей смелости постановка производит ровно тот же эффект.
Совсем иное настроение дарит романтическая «Шопениана», где легкокрылые сильфиды танцуют под фортепианные пьесы Фредерика Шопена, переложенные для оркестра А. Глазуновым. В балете нет сложных па, напротив, движения танцовщиц нарочито просты и естественны, как женская душа, вырвавшаяся на волю и не скованная никакими условностями.
Некогда в «Шопениане» солировали несравненные Тамара Карсавина и Анна Павлова, теперь настала пора нашим современницам показать, что русская школа балета по-прежнему в силе и ни с чем не сравнима.
Балет «Половецкие пляски» — хореографическая фантазия Михаила Фокина, а вслед за ним и Андриса Лиепы, на тему одноименного музыкального фрагмента оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Дух экзотической кочевой вольницы, огонь свободы, романтизированное степное средневековье завоевали Европу в начале XX века и продолжают покорять публику спустя столетие. «Все рисовалось мне ясно, и я верил, что если половцы танцевали и не так, то под оркестр Бородина они должны были танцевать именно так», — писал Михаил Фокин в своих воспоминаниях.
Одно из главных украшений возрожденных балетов «Русских сезонов» — костюмы и декорации Анны и Анатолия Нежных, взявших за основу эскизы Леона Бакста, Александра Бенуа и Николая Рериха, реконструировавших и переосмысливших их в духе нового времени.
Автор Анна Хрусталева