Ад здесь. Зачем смотреть фильм «Продукты 24»
Одним абзацем
«Продукты 24» — исключительный и важный для России фильм, рассказывающий о судьбах «невидимых» для многих людей. Режиссер Михаил Бородин точно показывает, как в трудовом рабстве человек привыкает к насилию, дни бесследно сменяют друг друга, а страх сковывает волю. Автор никого не обвиняет, а скорее спрашивает у смотрящего: «Как вы допустили такое?»
Подробно
Мулла читает Коран, девушка сидит в желтой накидке, все присутствующие молятся — идет свадебный обряд в исламской традиции. Камера медленно отъезжает назад, и торжественность нарушается: церемония проводится на грязном складе продуктового магазина во время небольшого перерыва на работе. Вышедшая замуж Мухаббат (Зухара Сансызбай) — одна из трудовых рабов, которых держит в заключении на протяжении долгого времени владелица бизнеса Жанна (Людмила Васильева). Она спаивает, бьет, склоняет к сексу своих подчиненных, которые остаются с ней только из страха встретиться с худшим за пределами магазина.
«Продукты 24» — полнометражный дебют Михаила Бородина, который попал во внеконкурсную программу «Панорама» прошедшего Берлинского кинофестиваля. Режиссер создавал фильм четыре года: использовал программу поддержки «Международной недели критики» Каннского кинофестиваля, где он показывал свою короткометражную картину «Я нормальный» (2018), участвовал в смотрах Work-in-Progress Венеции и Котбуса, а также вместе с продюсерами убеждал мировые организации помочь в финансировании его проекта. Труды стоили того, потому что «Продукты 24» — пример редкого кино о судьбе бедных стран СНГ и трудовых мигрантов в России.
Произведение Михаила Бородина напоминает о фильме «Айка» (2018) Сергея Дворцевого, который отобрали в основной конкурс Канн. Разница между проектами — в размахе истории. У Дворцевого освещается всего пара дней из жизни девушки, ее печальную судьбу хочется назвать исключительной. Бородин же показывает типичные и долгоиграющие события, происходящие в двух странах. Сюжет картины «Продукты 24» основан на деле «гольяновских рабов», которых много лет держали в заключении. После освобождения они пытались добиться справедливости в российских судах и в ЕСПЧ, но их мучитель до сих пор не понес наказания, а бизнес все еще работает. Реальная история не измеряется одним днем, поэтому Михаил Бородин показал, как в рабстве теряется чувство времени.
В первой части фильма Мухаббат не покидает пределы магазина. Смена времен года едва различима. Ужасающую рутину нарушают ставшие обыденностью события: изнасилования, побеги и избиения. Если Дворцевой выбрал документальный формат съемки, отнявший семь лет жизни режиссера, то метод Бородина похож на формат работы Михаэля Ханеке, который полюбил холодный неоновый свет Николаса Виндинга Рефна и Гаспара Ноэ. Камера либо следит за героями, либо оставляет их за углами грязных коридоров, чтобы зритель не увидел жестокостей, а только услышал страшное. Перенятый опыт виден в самой сильной сцене: сбежавшую продавщицу Мавлюду (Асель Тютюбаеву) приводят в магазин продажные полицейские, хозяйка магазина Жанна приказывает всем сотрудникам избить ее, а молодому мужчине Беку (Толиджоб Сулейманов) — пробить связанной женщине гвоздем ступню.