Старший банкир ВЭБ.РФ Сергей Сторчак: Россия — слишком большая страна, чтобы убрать ее с карты экономического взаимодействия
На какие отрасли в плане импортозамещения властям стоит обратить внимание в первую очередь?
Два очевидных направления — машино- и станкостроение. В них мы сильно просели в 1990-е: соответствующие советские министерства закрылись после сворачивания плановой экономики, предприятия перешли «в рынок», где не выдержали конкуренции импортных высокоточных станков.
В каких отраслях сегодня больше всего сложностей с импортозамещением?
Смотря что мы будем иметь в виду под отраслями. Отрасль обычно характеризуется как нечто укрупненное: промышленность, сельское хозяйство, транспорт и так далее. Если мыслить такими категориями — промышленность. А внутри нее — гражданское авиастроение. В Советском Союзе, в отличие от Европы, не произошло консолидации предприятий авиапрома. Поэтому у нас потихоньку стали уходить компетенции, а у них — повысилась конкурентоспособность, увеличились темпы выпуска новой продукции — по сути был создан огромный, а главное — единый рынок сбыта. В России не первый год существует Объединенная авиастроительная компания — теперь она должна стать одним из флагманов.
Как на российскую экономику влияет разрыв связей со странами Запада и «разворот» на Восток?
То, что вы называете странами, — на самом деле, власти. Вот власти этих стран взяли курс на то, чтобы препятствовать развитию торгово-экономических отношений между собственными предприятиями и предприятиями российскими. Но далеко не все организации поддаются и будут поддаваться этому давлению.
Примеры приводить не буду, скажу лишь, что есть большая разница между заявлениями CEO в публичном пространстве и реальными действиями, которые компании осуществляют потом. Думаю, в конечном счете именно интересы бизнеса будут доминировать. Россия — слишком большая страна, чтобы взять и убрать ее с карты экономического взаимодействия.
Что касается поворота к Азии: на самом деле, мы к нему давно стремились (взять хотя бы наши международные объединения вроде ШОС и БРИКС). Другое дело, что Россия все-таки больше европейская страна, чем азиатская, соответственно бизнесовая культура, культура делового общения и коммуникации у нас скорее западная. Нужно время, чтобы адаптироваться — начать с малого: вырастить достаточное число специалистов, владеющих соответствующими языками.
И нам это предстоит? Мы будем это делать?
Мы уже точно будем это делать. В 1990–2000-е у нас были «избыточные ожидания»: мы думали, что наши интересы, как глобального игрока, будут учитываться при развитии разных политических ситуаций. Мы ошиблись — это факт.
Возможно ли построить самодостаточную экономику в эпоху глобализации?
Ну, конечно, ответ на этот вопрос может быть только отрицательным. Международное разделение труда — это название мне нравится больше, чем «глобализация» — оно же, что называется, от царя Гороха, с древних времен: кто-то выращивал чай, а кто-то картошку или кукурузу — и менялись. И это не отменить.
Даже Советский Союз — огромная страна с огромным человеческим потенциалом — и то участвовал в международном разделении труда, искал возможности встроиться в мировую экономику.
При этом ключевые отрасли все-таки необходимо сосредотачивать у себя. Машиностроение, станкостроение, о которых я говорил в начале, как раз такие. Локализация такого производства нужна для того, чтобы в любой момент можно было переориентироваться на то, что нужно здесь и сейчас.
Беседовала Мария Маханова