Лицом к лицу. О проекте Александра Химушина «Мир в лицах» и выставке в заполярной Дудинке
Александр Химушин — известный фотограф, автор, идеолог и звезда грандиозного фотопроекта «Мир в лицах» (The World in Faces). Мы встречаемся с ним в аэропорту Домодедово, спешно знакомимся и сразу идем на посадку. Летим в Норильск. Оттуда нам предстоит добраться до Дудинки, маленького заполярного города-порта на берегу Енисея. Химушин едет туда открывать свою самую первую в России выставку. А я — чтобы написать об этом материал.
— Кажется, в Дудинке ледоход?
— Кажется, ледоход. Енисей идет!
— Холодно?
— Кажется, тепло, плюс три.
Невероятно, но факт: в 2022 году в Дудинке открывается первая большая выставка фоторабот Александра Химушина в России. Почему «невероятно»? Потому что проект «Мир в лицах» давно известен и по-настоящему популярен за рубежом. Предыдущая выставка проекта с помпой открылась в Женеве, в швейцарском офисе ООН, до этого портреты авторства Химушина публика могла видеть в Нью-Йорке и Париже. О Химушине за 10 лет — примерно столько он работает в жанре этнофотографии — писали самые известные газеты и журналы мира, он был героем репортажей CNN, Spiegel, Daily Mail, National Geographic, крупнейших медиакомпаний Европы, Америки и Азии.
— Кажется, вы знаменитость? Это не мешает работать?
— Это совершенно не мешает. Люди, которых я снимаю, не знают ни обо мне, ни о CNN примерно ничего.
Как выглядит проект? The World in Faces — это серия портретов. Яркие, эмоциональные, потрясающие воображение, но одновременно очень простые. На портретах — люди, глядящие прямо перед собой, в объектив. Модели разного пола, возраста, цвета кожи, разного вероисповедания, разной, очевидно, судьбы. Все герои — обычные люди в национальной одежде. Александр Химушин путешествует по миру, снимает «лица мира», представителей разных национальностей и народов и много лет собирает свою коллекцию. К настоящему моменту The World in Faces — самая большая оригинальная коллекция современных портретов представителей коренных и малочисленных народов.
— Как все началось? Как появился проект?
— Я родился и рос в Якутии, в России. Потом переехал в Австралию. Там жил, учился, получил бизнес-образование, работал, торговал ценными бумагами на бирже, но на каком-то этапе решил оставить все это и отправиться в большое самостоятельное путешествие, из которого уже практически не возвращался. Путешествовал по миру, много фотографировал. Сразу выбрал для себя поездки в такие места, где обычно не увидишь массового туриста. Интересовало все: красоты природы, виды, достопримечательности. Поездки со временем становились все более экстремальными, места для путешествий я выбирал все более экзотические, а на фото стало много портретов местных жителей — детей и взрослых. Именно портреты вызывали невероятный интерес, когда кто-то из знакомых, да и незнакомых рассматривал мои фотографии. Люди, оказалось, вызывают у других людей большое любопытство. Вот такое открытие. Я собрал портреты в коллекцию. Получилось здорово, и я решил продолжать! Таким образом, не останавливаюсь в общей сложности 15 лет, а проекту уже лет десять.
Работы Химушина представляют одновременно интерес этнографический, культурный, исторический, а по карте его путешествий можно изучать географию: Австралия, Гватемала, Афганистан, Эфиопия, Сахалин, Якутия, Таймыр.
В последний перед пандемией год на связь с Александром вышли представители ЮНЕСКО. Это подразделение Организации Объединенных Наций занимается содействием укреплению мира и сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры. Его опыт путешествий и его портреты людей в оригинальной национальной одежде вызвали большой интерес. Сам Химушин, который сформулировал цель и миссию своей деятельности как «всестороннее и всевозможное распространение информации о коренных малочисленных народах мира», был рад откликнуться на предложение о сотрудничестве.
На тот момент фотограф уже предпринял экспедицию в Заполярье, на Таймыр, побывал в маленьких тундровых поселках: Волочанке, Тухарде, успел добраться до Дудинки. Фотографировал местных жителей: ненцев, долган, нганасан, энцев, эвенков. Их фото в национальной одежде также пополнили коллекцию проекта The World in Faces. Некоторые из них стали частью экспозиции в штаб-квартире ООН в Женеве. А одну из работ, на которой запечатлен улыбчивый мальчишка-нганасанин, представитель коренного народа таймырской тундры, торжественно вручили штаб-квартире в дар.
— А герои фотографий видели свои портреты? Просто любопытно, они в курсе, что теперь знамениты, что их лица рассматривали члены ООН?
— Конечно в курсе! Представьте, таймырские коренные даже ездили на открытие выставки в Женеву! Благодаря «Норникелю», который активно поддерживал проект, группа долган смогла приехать в Женеву: и знаменитый национальный ансамбль «Хэйро» из Дудинки был, и известный нганасанский герой Алексей Чунанчар. Я специально попросил его разыскать. Представляете? Он провел традиционный нганасанский шаманский обряд камлания перед генеральным секретарем ООН, послом России, дипломатами разных стран. Это было классно!
— Кому было любопытнее, как думаете? Группе наших ребят, долганам из тундры увидеть Женеву и офис ООН? Или чиновникам ООН посмотреть на людей, которые представляют древний, исчезающий народ?
— Любопытнее нашим ребятам, конечно. А важнее — европейским чиновникам, они могут своими глазами увидеть тех, для кого работают. Но вообще-то это важно обеим сторонам. Важно нам всем когда-то оказаться лицом к лицу, смотреть друг на друга, видеть друг друга.
В Дудинке действительно оказалось не холодно для начала июня. Ледоход на Енисее успел пройти за то время, пока мы летели из Москвы. Но с реки, словно по инерции, без остановки дул сильный пронизывающий ветер. К счастью, мероприятию это не помешало. Выставку «Мир в лицах» в Дудинке, столице Таймыра, «Норникель» организовал в том же формате, и смонтировали ее так же, как это было сделано в Нью-Йорке в 2019-м, — на улице, под открытым небом.
С двухметровых фотографий на прохожих смотрят якутская девушка, индеец с высокогорья Папуа — Новой Гвинеи, женщина из Ваханской долины Афганистана, девочка из племени мурси в Эфиопии, нганасанский мальчик из поселка в Авамской тундре, оленеводы-долгане, которых в прошлой своей экспедиции на Таймыр снимал Александр Химушин.
Названия некоторых народов широкая аудитория встречает действительно впервые, а людей, относящихся к этим народам, на планете остались буквально единицы: народ тазы из Приморского края России, ишиль — потомки майя из Южной Америки, народность мам из Гватемалы или духа из Монголии.
Фотографии производят сильное впечатление. Люди кружат по площади, снова и снова подходят то к одной, то к другой работе, уходят, возвращаются, ведут друзей, показать ту, что особенно понравилась, потом, наоборот, идут смотреть те фото, что понравились их спутникам.