Лучшее за неделю
3 июня 2022 г., 18:57

Откуда берутся цены на российское вино и от чего они зависят?

Читать на сайте
Фото: Caroline Attwood / Unsplash

Почему российское вино бывает дороже импортного?

В Европе бутылку хорошего вина можно купить за 10–12 евро. В России ценник на него начинается где-то от 15 евро. Поэтому в последние годы возникло мнение, что российское вино переоценено.

Это утверждение объясняется простыми законами рынка. В европейских винодельческих странах производят вина больше, чем потребляют на их внутренних рынках. А когда продукта много — цена на него не может быть слишком высокой. В России ситуация обратная — у нас дефицит вина (по оценке Роскачества, российские вина занимают 60% внутреннего рынка. — Прим. ред.). То есть отечественные виноделы не покрывают всех потребностей покупателей. При этом спрос на российское вино растет. Отсюда и берется завышенный ценник.  

Из чего складывается стоимость бутылки вина?

Цена бутылки состоит главным образом из стоимости продукта внутри нее, стекла, пробки, этикеток и маржи, которую устанавливает сначала производитель, а потом продавец. Но разобрать на процентные составляющие эту цену невозможно. Потому что способы получения этих составляющих у многих виноделов разные. 

В среднем на одну бутылку объемом 0,7 литра тратится 1 килограмм винограда. Его можно как вырастить, так и купить. Но каждый год урожай собирается разный — он может быть как большим, так и скудным. Поэтому лучше рассмотреть стоимость вина на примере конкретного года.

В 2021 году ценник на виноград взлетел из-за сильных ливней и потопов на юге России, которые погубили большие площади виноградных посадок, потери многих хозяйств достигали 30% урожая. В итоге, образовался дефицит. В Крыму цена на виноград взлетела примерно с 90 до 150 рублей за килограмм. Из каждых потраченных 150 рублей виноделы получали жидкость, которая помещалась в одну бутылку. К этой цене надо добавить затраты на специалистов, которые работают с виноградом, чтобы из него получился хороший продукт, а не перебродивший сок, — их оплата труда зависит от квалификации.

Совсем небольшую долю от себестоимости занимают этикетки и пробки. Если сложить все вместе, то себестоимость бутылки вина из российского урожая 2021 года будет в районе где-то 200 рублей (первые вина этого урожая появились в продаже только этой весной. — Прим. ред.). Если производить вино из своего винограда, то она будет ниже рублей на 50–80. Но это относится только к винам, произведенным из урожаев Краснодарского края и Крыма. Если говорить про Ростовскую область, то там ситуация иная — чтобы выращивать там виноград, его надо прикапывать на зиму от морозов и раскапывать весной для цветения. Нередко это делается руками, а такие манипуляции делают продукт только дороже. Поэтому, когда вы видите, что ростовское вино стоит дороже более южных вин — это не потому, что оно самое хорошее (хотя там есть прекрасные вина), а потому, что сложный процесс увеличивает себестоимость.

Договор о цене, по которой торговые сети закупают вино у виноделов, — это таинство, которое сродни церковному: о нем знают, как правило, только две стороны, и каждый год цена становится предметом разных договоренностей. Если говорить про рестораны, то все несколько проще: считается, что рестораны ставят наценку 150–300% на бутылку. Бывает и больше, но если взять Москву, где много винных баров и высока конкуренция, наценку стараются сильно не повышать.

Почему некоторые вина стоят чуть выше себестоимости?

Есть вина, которые в целом можно назвать «Шато де Тетра Пак» (по аналогии с названием картонной упаковки. — Прим. ред.) — их разливают в картонные коробки, а на этикетках местом производства указывают Подмосковье, Ленинградскую область или крупные города Сибири, в которых виноградники вообще не растут. Ответ на вопрос «откуда появляется такое вино?» уходит корнями в советское прошлое, когда была поставлена задача обеспечить трудящихся в разных концах страны вином — даже в зоне вечной мерзлоты. Для этого по всей стране открывались заводы «вторичного виноделия». На них привозили цистернами виноматериалы (в основном из-за границы), а потом из виноматериалов делали столовые вина, винные напитки и прочие алкогольные непотребства, популярные в СССР. Часть этих заводов осталась в России. Причем себестоимость этого виноматериала всегда крайне низкая, так как его везут из стран, где его переизбыток — уничтожить жалко, поэтому его экспортируют по бросовым ценам. Еще в 2020 году можно было встретить виноматериал стоимостью около 100 рублей за литр. Соответственно, выходит и низкая стоимость вина, которое из него получается. Кстати, в прошлом году лидером по производству вина в России стал «Гатчинский спиртовой завод», находящийся в Ленинградской области — известном «винодельческом» регионе.

Почему вина частных виноделен стоят дороже, чем вина крупных брендов?

Если мы говорим про большие российские винодельни, то они обладают огромными, даже циклопическими по европейским меркам участками: у крупнейших европейских виноделов площади виноградников измеряются десятками гектар, а у российских — тысячами. И, соответственно, если ты продаешь много вина, то тебе не обязательно делать большую наценку на свою продукцию, чтобы зарабатывать. Небольшие российские винодельни, как правило, имеют небольшую площадь в несколько десятков гектар и свой терруар — совокупность географически-климатических свойств места, на котором растет виноград. В понятие терруара включается геологическое строение участка, состав почвы, количество солнечных дней и осадков, и многое другое. Все это дает вину уникальный вкус. Кроме того, если у винодела меньше 15 гектар виноградников, он не может продавать его дешевле тысячи рублей за бутылку даже магазинам. Причем даже в том случае, если ее себестоимость 200 рублей — этого не позволяет сделать соотношение объемов производства и расходов на хозяйство. Иначе винодел будет работать себе в убыток.

Поэтому, когда мы говорим про небольшие, «бутиковые» хозяйства, то цена на их продукцию определяется репутацией владельцев. Причем высокая цена — это не просто желание обогатиться. Надо понимать, что виноделие — это очень длительный инвестиционный процесс: ты покупаешь земли и оборудование и примерно семь лет просто тратишь деньги, чтобы получить первое вино. Все это время ты ничего не продаешь. Соответственно, когда вино выходит на рынок, эти деньги хочется побыстрее вернуть — хотя бы до того времени, как ты состаришься и умрешь. Поэтому ценник частные виноделы часто делают высоким.

Есть и еще один фактор цены. Несколько лет назад я был в гостях у винодела в Краснодарской крае. У него есть лимитированная линейка вина, бутылки из которой он продавал по 9–10 тысяч рублей. Я тогда сказал ему, что вино у него хорошее, но продавать его за такую цену как-то не по-божески, потому что за 150 евро можно купить грандиозное вино из самых лучших хозяйств мира. Он ответил, что согласен с моим утверждением. Но добавил, что не видит смысла снижать цену, так как вино за такие деньги все равно полностью удается распродать.

Подготовил Алексей Синяков

Обсудить на сайте