Настоящая ответственность бывает только личной
1 июня — Международный день защиты детей. Распространенное мнение об этом празднике как о дне, когда мы радуемся за подрастающее поколение, умиляемся их юности и непосредственности, кажется мне не совсем верным. Для меня это день, когда особенно важно громко и открыто говорить о проблемах, с которыми сталкиваются наши дети, о том, что мы могли бы сделать, чтобы их будущее стало безопаснее и счастливее.
Поэтому я и решила написать эту статью. Она о том, о чем не принято говорить, — о нашей с вами общей ответственности за жизни тех, кто подрастает на наших глазах.
Ежегодно, по данным Минздрава, в России онкологические заболевания диагностируют примерно у 4000 детей. Это один заболевший ребенок на 7500 здоровых, показатель средний для европейской страны. Однако беспокойство вызывает факт, что процент смертности от рака среди российских детей значительно выше, чем в других развитых странах.
Связано это в первую очередь с тем, что онкологические заболевания у детей в России чаще всего диагностируются на поздних стадиях, когда болезнь уже вызвала серьезные осложнения. На этом этапе даже самые современные протоколы лечения, которые доступны у нас, могут не спасти ребенку жизнь.
Почему же дети не получают лечения вовремя? Кто за это в ответе? Родители, не знающие о симптомах злокачественных заболеваний и предпочитающие самолечение походу к врачу? Педиатры, не имеющие достаточно опыта, чтобы отличить детский рак от тяжелого гриппа? Как быть в ситуации, когда обеспокоенный родитель приводит больного ребенка в поликлинику и получает лишь рецепт на витамины? А если сам родитель игнорировал тревожные симптомы до того момента, когда врачи оказались бессильны?
Думаю, на каждом лежит своя доля ответственности. Но в то же время это не так важно. Разве есть смысл разбираться, кто прав, кто виноват, если мы не выполняем нашу главную задачу — сделать так, чтобы дети жили?