Место для всех. Как благотворительность становится креативной
На «Севкабеле» 14 мая открылся креативный кластер «Нормальное место». От аналогов он отличается отсутствием среди резидентов магазинов комиксов или ярких пальто, рюмочных народов мира или VR-музея. В лофте площадью тысяча квадратных метров в самом модном квартале Санкт-Петербурга расположилось объединение благотворительных проектов. Все они обучают и устраивают на работу людей с особенностями развития и направлены на то, чтобы их подопечные активно взаимодействовали с окружающим миром.
Идеолог проекта Маша Грекова говорит, что прийти сюда и поработать в коворкинге или заняться искусством может любой желающий. Девиз «Нормального места» — «Только для всех».
Новый креативный кластер запустили пять благотворительных организаций, которые в итоге и стали его резидентами. «Мы решили объединиться и сделать совместную площадку, но чтобы это была не коммуналка, а самостоятельный проект с общим смыслом, — рассказывает Маша Грекова. — Конечно, если бы мы тогда увидели итоговую смету, то, наверное, не решились бы за него браться. И вообще, если бы первым делом стали считать риски, ничего бы не вышло: в начале надо просто ввязаться, а дальше уже никуда не денешься. Ну и то, что мы сможем договориться и вместе что-то открыть, было очень мотивирующим вызовом, поскольку обычно НКО и благотворительные проекты довольно плохо объединяются — у всех своя специфика, потребности и видение».
По задумке, новый проект — не социальный, а скорее инфраструктурный. Среди резидентов — благотворительный магазин «Спасибо», анимационная студия «Да», в которой подростков с особенностями учат создавать мультфильмы, арт-резиденция «Перспективы», где ее подопечные и гости занимаются искусством, кафе «Огурцы» и инклюзивные мастерские «Простые вещи», четыре года назад организованные Грековой.
Просто и естественно
К середине дня официального открытия «Нормального места» в помещениях кластера полно народу: люди пришли на мастер-классы, маркет и лекции. Среди посетителей особенно много мам с детьми и молодежи около 20 лет, заметная часть гостей — пенсионеры. Многие люди пришли с небольшими собаками, которые бегают тут же. Их пускают и в кафе «Огурцы», которое создатели называют кулинарной мастерской. Сначала здесь проводили общий обед для всех желающих, приготовленный коллективно. Сейчас за одним из длинных столов пенсионерки, участвующие в проекте «Старшие» благотворительного фонда «Добрый город Петербург», вырезают специальными ножами причудливые фигурки из редиса.
Помещения «Нормального места» просторные и светлые — высота окон в здании бывшего завода около пяти метров, потолки соответствующие. Отделка минималистичная: крашенная в белые и серые цвета поверхность бетонных колонн и стен выглядит нарочито грубой, мебель простая и функциональная, под потолком идут открытые инженерные коммуникации.
В арт-резиденции проходят два мастер-класса — по созданию украшений из воска и по рисованию портретов. Посадка за столами полная. Часть пола в помещении разрисована густым слоем красок — до этого тут проходил мастер-класс по «шваброписи»: участники коллективно создавали абстрактную картину с помощью инвентаря для уборки.
Одновременно в большом зале для пластических занятий человек двадцать проводят «практику доверия»: падают спиной друг другу на руки. До этого здесь проходила игра «Львы и антилопы»: одни охотились на других, а потом все вместе обсуждали, насколько комфортно каждому было в разных ролях.
Одна из подопечных фонда подходит ко мне и без долгих церемоний обнимает. Она работает в мастерской шитья. Мы познакомились здесь же накануне, после мероприятия для прессы — она подошла, прочитала имя на бейдже, спросила, чем я занимаюсь, и сразу же предложила обняться. Это было очень просто и естественно. Через час-полтора в «Нормальном месте» понимаешь, что здесь это довольно обычное поведение.
Происходящее в кластере похоже на дружескую тусовку в очень большой квартире, где далеко не все знакомы между собой. «Для посетителей мы будем выступать как досуговая информационная площадка, но также у нас можно поработать в коворкинге, потом поесть и сходить на мероприятие, — рассказывает Грекова. — Привлекать людей будем мастер-классами. Планируем проводить образовательные программы и отдельные проекты. Прямо сейчас, например, у нас идет лекция по краудфандингу. К тому же от нас три минуты до красивой морской набережной — это добавляет мотивации приехать к нам».
В кулинарной мастерской из непонятных фигурок постепенно начинают собираться икебаны: десяток розовых птичек с глазами из черных перчинок каскадом располагаются на ветках растений в одной корзине, в соседней — множество бело-розовых цветов. Одна из авторов этой инсталляции, пожилая женщина в блузке с цветочным принтом, говорит, что место ей нравится, но ехать сюда очень далеко. Две пенсионерки в это время обмениваются контактами.
Не место для жалости
«Мы готовы работать с широким кругом горожан, — говорит Александр Иванов, основатель арт-резиденции “Перспективы”. — Это может быть совместная творческая работа, перформансы, общественный театр — что угодно. Человек может прийти как посетитель, организовать что-то или поучаствовать в работе волонтером. Мы ищем людей, которые за счет совместного творчества помогут нам выйти из гетто аутсайдер-арта».
Сейчас в арт-резиденцию приходят в основном люди в возрасте 18–35 лет, рассказывает Иванов. «Молодым людям, которым около 20, вообще не нужно объяснять, зачем это все — они приходят в первый раз и сразу хорошо понимают, что они здесь делают», — добавляет он.
В это время трое модно одетых парней около 30 лет с интересом рассматривают товары мастерских «Простые вещи». Один из них говорит, что узнал об открытии площадки из соцсетей, другой — от бывшей жены, которая работала с детьми с особенностями развития. Все трое утверждают, что с удовольствием будут ходить сюда и на маркеты, и на лекции.
«Мы ориентируемся на всех, но, думаю, первыми к нам дойдут те, кто на выходных приезжает погулять на “Севкабель”, прогрессивная молодежь, — говорит Маша Грекова. — У нас есть группа для людей старшего возраста. Взрослым состоявшимся людям нам тоже есть что предложить. И конечно, мы ждем родителей с детьми — им здесь есть чем заняться».
Резидент «Нормального места» анимационная студия «Да» развивает творческое комьюнити детей и подростков, в том числе с особенностями. Ее основательница Ирина Соколова рассказывает, что они уже выпустили более 300 мультфильмов. Сейчас студия готовит открытие класса в «Нормальном месте», где будут проводить курсы по анимации. «Наш вклад в аудиторию “Нормального места” — подростки, кроме нас никто из резидентов не работает с этой категорией, — говорит Соколова. — В кластере у нас две задачи. Первая — учить подростков с особенностями и из неблагополучных семей делать анимацию — благодаря нам они получат профессию. Вторая задача — проводить коммерческие курсы для всех желающих, чтобы окупаться и создавать большую подростковую тусовку. В дальнейшем хотим сделать здесь школу современного искусства, учить будем всему — от дизайна до архитектуры».
В маленьком кабинете рядом с маркетом молодой парень бесплатно бьет желающим татуировки — надписи со словом «нормально» и рисунки подопечных фондов. Девушке лет 25 он только что перевел на руку надпись «нормально — грустить» и теперь готовится ее накалывать. «Грустить и правда ок. Это как бы поддерживающая для меня фраза», — объясняет свой выбор девушка.
«”Нормальное место” — очень питерский проект, — говорит Иванов. — Он во многом про самоорганизацию, которая характерна для города: люди объединились и сделали то, что кажется им важным. Городская инфраструктура должна быть такой, чтобы каждый знал: если с ним вдруг что-то случится, он сможет работать и оставаться человеком.
У нас сейчас идет слом традиционных представлений о благотворительности, когда человека рассматривают через уничижительную оптику. Если смотреть на этих людей через то, что они могут, а не наоборот, это ломает благотворительный дискурс, представления компаний-партнеров, экономику процессов. Для большинства привычно спасать, а не повышать благополучие. В обществе это формирует мнение, что есть люди, которых все любят из жалости, а быть объектом чьей-то жалости унизительно. Мы пытаемся формировать отношение к людям с инвалидностью как к художникам, как к тем, кто может создавать какие-то вещи своим трудом. Это во многом про достоинство этих людей. Благотворительные проекты сегодня перестают быть помогающе-спасительными и становятся более сложными, комплексными».
Выход к морю
Запуск проекта обошелся в 21 миллион рублей, говорит Маша Грекова. «Это с учетом стоимости мебели и стройматериалов, которые нам пожертвовали спонсоры. Не все они хотят публичных упоминаний. Часть оборудования для кулинарной мастерской нам передал фонд “Ашана”. Многие партнеры помогали нам с более мелкими делами вроде подключения интернета или доставки воды. Платили мы за строительные работы, оборудование для вентиляции, окна, двери, оргтехнику», — рассказывает Грекова.
Один из партнеров, поддержавший запуск «Нормального места», — PPG Tikkurila в России: компания предоставила всю краску для ремонта помещений, 3500 литров. Это самый большой благотворительный проект организации, говорит ее гендиректор Михаил Тихомиров.
Главным партнером проекта Грекова называет «Севкабель», предоставивший помещение. «Нормальное место» не платит за аренду — только за коммунальные платежи. «Их аудитория — это наша аудитория, — говорит председатель совета директоров группы компаний “Севкабель” Александр Вознесенский. — Нам важно создавать однородную среду, и люди из “Нормального места” — однозначно те, кого мы хотим видеть у себя на площадке».
Деньги для открытия кластера привлекли через дружественные фонды: «Абсолют-Помощь», «Добрый город Петербург», «Регион заботы», «Фонд президентских грантов». Также финансовую поддержку оказал «Газпром Переработка», который раньше уже помогал мастерским «Простые вещи». Полтора миллиона рублей для открытия «Нормального места» собрали на краудфандинге. PR-директор Planeta.ru Наталья Игнатенко говорит, что проект был одним из самых успешных в социальной сфере в 2021 году: обычно после сбора заявленной суммы жертвуют мало, но в этот раз собрали в полтора раза больше ожидаемого.
«Чтобы все получилось, идея должна быть направлена на других, но при этом давать силу для следующего шага, не опустошать, — говорит Маша Грекова, — и нужно по-настоящему хотеть создать что-то свое. Коллеги вчера назвали меня “Маша вопреки”. Думаю, без этого “вопреки” ничего бы не вышло».
Кластер планировалось запускать сразу двумя этажами, но из-за кризиса последних месяцев часть партнеров не смогли дальше поддерживать проект, а смета стала быстро увеличиваться. Сначала от идеи занять первый этаж отказались совсем, но позже пришли сторонние социальные проекты с запросами на субаренду. В итоге, заложив небольшую площадь и на свои проекты, резиденты решились взять у «Севкабеля» на условиях полной аренды и первый этаж.
Пока проход по первому этажу от нарядной свежеотремонтированной лестницы к выходу идет через импровизированную галерею: на невысоких металлических конструкциях развешаны рисунки подопечных мастерских «Простые вещи». На картинках девушка в купальнике и с крыльями вместо рук, семья с трехногой собакой на поводке, пара, которая играет в «камень-ножницы-бумага», космонавт на остановке. За каждой горит небольшая лампа, подсвечивая белую бумагу изнутри теплым светом.
«Должна быть оригинальная идея, — Грекова продолжает объяснять свое видение секрета успеха, — в которой есть вызов. Сейчас многие уезжают, а те, кто остается, растеряны. Им не нужно еще одно место с пятьюдесятью ресторанами и магазинами — всем нужны новые смыслы, на которые можно опереться».
На улице, за широкими гаражными воротами стоят волонтеры с плакатом «Нормальное место» — они помогают найти дорогу новым гостям. Повернув направо и пройдя метров 50, оказываешься на субботней набережной «Севкабеля»: пледы на газонах, резвящиеся собаки, граффити, тающее на солнце мороженое и неспешная толпа — на фоне широкой полосы синего моря.