«О жалости к людям». Интервью с режиссером сериала «Оффлайн» Кириллом Плетневым
Публика хорошо знает вас, как актера, в первую очередь по роли в телесериале «Диверсант». При этом вы с 2012 года снимаете фильмы в качестве режиссера. Не жалко было уходить за кадр?
Нет. Во-первых, я по-прежнему снимаюсь. Не так много, как раньше, но актером я все же остаюсь. Во-вторых, я изначально хотел быть режиссером, а не актером, шел к режиссуре довольно долго — и доволен тем, что пришел. Актер влияет на кино или на сериал только в рамках своей роли, он в этом смысле существо зависимое. Режиссер тоже, конечно, в наш век продюсерского кино существо зависимое, но он что-то может отстаивать, на чем-то настаивать. Он гораздо больше влияет на весь процесс. И я совсем не жалею, что я в кресле режиссера.
Актер тем лучше, чем он податливее, режиссер — чем он жестче и бескомпромиссней. Как это сочетать?
За актерство и режиссуру, как оказалось, отвечают разные полушария мозга. Я не знал, но на практике выяснилось, что это так. Актером всегда движет желание нравиться, а режиссер априори нравиться не может. Он всех напрягает, он от всех чего-то требует, всеми недоволен. Безусловно, надо постоянно перестраиваться. Но у меня это происходит достаточно легко.
Как режиссер я очень требовательный, всегда спрашиваю с других столько же, сколько с себя. Зато мне довольно легко находить общий язык с актерами. Мы говорим на одном языке, мне актерский опыт помогает. В конечном итоге, если невозможно объяснить, всегда можно показать.
Кому-то больше нравятся репетиции, кому-то — съемки, кому-то — монтаж. Какая часть работы над проектом самая любимая у вас?
Сам процесс съемок. Я не верю, когда говорят, что кино делается на монтаже. Ничего подобного. Если на площадке вы не получили должной энергии от артистов, не сняли все, как нужно, то потом на монтаже этого и не увидите. Невозможно добиться этой энергетики технически, она должна быть в материале. Поэтому я больше всего люблю площадку.
В конце апреля в Оkkо прошла премьера вашего сериала «Оффлайн». О чем он?
Там сильная детективная интрига, триллерная составляющая, лихо закручен сюжет. Но самые ценные моменты в нашем сериале связаны с жизнью персонажей. Все они вынуждены прятаться, скрываться, врать, потому что сделали определенный выбор и их жизни им больше не принадлежат. Но дальше героев ждут события, после которых начинается прозрение. От серии к серии становится все понятней и очевидней, как неверный выбор ломает и коверкает жизни. Уже на монтаже, когда расставляли музыку, я вдруг подумал: «Ну как же их жалко-то всех!» Вот о жалости к людям я, наверное, и снял сериал.