Лучшее за неделю
22 апреля 2022 г., 18:10

Город на сцене, спектакль в бассейне и фольклорный перформанс. Как живут экспериментальные театры в регионах

Читать на сайте
Спектакль «Педсовет»
Спектакль «Педсовет» Фото: предоставлено MOÑ

Театральная площадка MOÑ, Казань

MOÑ в переводе с татарского — «щемящее чувство грусти». Театральный проект получил название от своего первого спектакля, где артисты на татарском и русском языках пытались договориться об общей культурной программе. Это и стало культурным кредо проекта: развитие национального театра и изменение роли зрителя, который может быть и автором, и непосредственным участником спектаклей.

Хотя спектаклями это можно назвать очень условно. MOÑ средствами театра предлагает менять окружающую реальность, делать видимыми не самые очевидные проблемы и явления. Так, к примеру, в спектакле-игре «Децентрализация» на полу — огромная карта города. Зрителей объединяют в группы и закрепляют за ними районы. Задача игры — перераспределить институции центрального района по городу так, чтобы оптимизировать и улучшить качество жизни всего сообщества. Отдать свободное место под парковку или центр реабилитации бездомных животных? Под супермаркет или пункт переработки отходов? Тут уже не расслабишься в удобном кресле — нужно отстаивать свои идеи, решая очень конкретные, а не иллюзорно театральные задачи. Спектакль «Чын татар» предлагает зрителям через личные истории молодых людей, считающих себя татарами, определить набор качеств «истинного татарина». В постановке «Педсовет» или танцевальном проекте «Невидимые» жительницы Казани старше 40 лет через танец заявляют о себе и своих желаниях, обычно скрытых за семейными обязательствами и бытовыми проблемами.

Спектакль «Чын татар»
Спектакль «Чын татар» Фото: предоставлено MOÑ

Проекты, в которых простые жители города без актерского образования выходят на сцену профессионального театра с личным высказыванием, называется «театр горожан». В MOÑ это отдельное направление со своими кураторами и лекциями, бесплатное участие в котором может принять любой житель города.

«Театр горожан» поддерживается грантами Министерства культуры, но большая часть проектов театральной площадки («Фестиваль лени», «День белого цветка» и другие) существует на самоокупаемости и за счет меценатов фонда «Живой город». О том, что это не просто терапия реальности, но и важные события театрального искусства, говорит хотя бы тот факт, что в программу фестиваля «Золотая Маска» этого года вошли сразу четыре проекта MOÑ.

Сцена из спектакля  «я танцую пока ты смотришь на меня»
Сцена из спектакля «я танцую пока ты смотришь на меня» Фото: предоставлено «немхат»

Театральная компания «немхат», Пермь

В 2015 году режиссер Саша Шумилин организовал на базе Пермского государственного медицинского университета театральный кружок без каких-либо амбиций и оглядок на профсообщество. Со студентами-медиками в свободное от лекций время он исследовал новые формы театра. За пять лет любительский коллектив студентов оброс профессиональными артистами, поставил более 20 спектаклей и, став лидерами студенческого движения в области, в 2021 году вошел во внеконкурсную программу «Золотой Маски». Здания с колоннами и стабильного финансирования от этого, конечно, не появилось. Но «немхат» (принципиально с маленькой буквы) превратился в бренд.

Саша Шумилин и его команда заняли совершенно свободную и малоинтересную современному искусству нишу — студенческий театр. Именно поколению 20-летних с их планами на жизнь и концепциями мира «немхат» дал право на высказывание и предложил для этого нестандартные театральные формы. Основной аудиторией их проектов и одновременно участниками стали пермяки.

Следуя из названия, у «немхата» нет ничего, что есть у условного «мхата», финансируемого государством, — ни постоянного репертуара, ни труппы с именитыми артистами и режиссерами, ни своего помещения. Спектакль-беседу «Пока все дома» представляли в частной филармонии, спектакль «Пермское море» — в бассейне, спектакль-оперу «Улетают птицы» о вымирающих коми-пермяцких диалектах — в ботаническом саду. Условный штат «немхата» — куратор, продюсер, директор и техдиректор. Команда перформеров набирается для каждого проекта отдельно, каждый — на самоокупаемости за счет продажи билетов или на редких государственных грантах.

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля "пермское море" Фото: предоставлено «немхат»

Одна из главных идей команды — отказ от театра как культуры потребления и развлечения в пользу создания специфической среды, где зритель также активен и важен, как исполнитель. Местом действия становится выбранная площадка. Свободное перемещение зрителя по ней сопровождается звуком в наушниках. В привезенном на «Маску» этого года «Пермском море» десять перформеров плавают в бассейне по определенной траектории, еще десять находятся с микрофонами на берегу. Зрители свободно передвигаются по трибунам и вокруг бассейна в наушниках, слушая истории студентов-медиков о том, почему они хотят или не хотят уехать из Перми. Записанные заранее голоса и вид плавающих здесь и сейчас людей соединяется в моменте, когда перформеры подплывают к микрофонам и зритель слышит их долгое прерывистое от физической нагрузки дыхание.

Важная идея «немхата» — антиэлитарность. Не имеет значения точность хореографии пластического спектакля «Я танцую, пока ты смотришь на меня». Ценен спонтанный и непредсказуемый опыт перформеров, которые танцуют под свои любимые треки и опыт наблюдающих (с неловкостью, сочувствием, удовольствием) зрителей. Не имеет значения интеллектуальный уровень беседы в спектакле-соучастии «Пока все дома», когда восемь перформеров и столько же зрителей («гостей») собираются за накрытым столом и разговаривают на темы, которые появляются в чате мессенджера.

Так устроены почти все спектакли «немхата». Главное в них — связь сценической истории с естественными условиями.

Лаборатория современного искусства LAB4DRAM, Новосибирск

Сцена из спектакля  «Коромысли»
Сцена из спектакля «Коромысли» Фото: Дмитрий Яцюк

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Так начинается манифест Лаборатории современного искусства, расположенной в самом центре Новосибирска, в небольшом подвале жилого дома. В 2019 году ее создали выпускники Мастерской Крикливого и Панькова (Новосибирский театральный институт), не пожелавшие после выпуска навсегда расходиться по разным театрам. По театрам, правда, им все равно пришлось разойтись, чтобы хоть где-то зарабатывать — единственная в городе независимая площадка финансируется только ее создателями.

Студенты-авантюристы арендовали подвал напротив кукольного театра, сломали стены, выкрасили зал в черный и белый цвета. Здесь комфортно разместились читальный клуб с библиотекой (книги бесплатно присылают московские центры современного искусства «Гараж», No kidding press и фонд VAC), общая гостиная, одна на всех гримерка, фойе с туалетами и гардеробом. Там же существует школа-студия «Инклюзион» для детей с особенными потребностями. И теперь этот подвал — эпицентр авангардного искусства в городе.

Идейный вдохновитель Лаборатории — молодой режиссер, перформер и художница Полина Кардымон. На фестивале «Золотая Маска» в этом году показали самую известную ее работу — фольклорный перформанс «Сыра земля. Коромысли. Глава 2». Лаборатория — принципиально не театр, хотя в репертуаре есть несколько спектаклей в привычном смысле этого слова (к примеру, спектакль самой Кардымон «Служанки»). Главная ценность этой компании — междисциплинарность. Здесь проходят «Перфодни», в рамках которых любой молодой артист, художник, перформер, режиссер может представить свои работы.

Сцена из перфоманса
Сцена из перфоманса Фото: предоставлено LAB4DRAM

В Лаборатории нет художественного руководства и самоцензуры, нет репертуарных планов и обязательств. Все построено на горизонтальных связях, когда каждый делает то, что хочет, и помогает другим, чем может. За каждый проект отвечает куратор, который при необходимости и пол помоет перед началом, и в гардеробе поработает. На все проекты продаются билеты и есть возможность перевести пожертвование, но этого с трудом хватает на аренду. Получить грант можно только на проверенный проект или хотя бы на замысел с очевидным результатом, а для создателей LAB4DRAM принципиально важна свобода от конечной цели. И еще свобода от иерархии — в компании резидентов человек 15, никто никем не руководит. У каждого, кто предлагает свой проект, есть право на ошибку, на полный провал, и нет страха последующей критики, увольнения, насмешки. Именно за этой свободой высказывания и полным принятием и поддержкой среды после работы в гостеатрах резиденты сюда и приходят. Лаборатория дает возможность искать и проверять любой замысел без оглядки на заказ. И зрители приходят сюда за искусством без границ, без дидактики и пафоса.

Опыт независимых театральных компаний показывает, что для создания уникальной среды, взаимного поиска театра и зрителя, открытия нового требуются только смелость, открытость, чуткость к себе и реальности вокруг. Их проекты позволяют перформерам и зрителям без цеховых ярлыков, безопасно и честно наблюдать за собой, делиться этим наблюдением с миром и видеть в нем ответные перемены. 

Подготовила Мила Денёва

Обсудить на сайте