Новая этика vs традиционные ценности
В последнее время все чаще и чаще ко мне как психотерапевту обращаются с просьбой помочь встретить друга, хотя есть семья, дети, тем не менее потребность в искренности и душевной близости ощущается очень остро. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что существует единственная роскошь на свете — роскошь человеческого общения.
Человеку нужен человек, с которым можно разговаривать взахлеб часами, с которым надежно и тепло. На мой взгляд, именно это родство душ и делает нас людьми.
В исламской традиции феномен притяжения родственных душ объясняется тем, что есть обитель, где находятся души до воплощения в теле человека. Если души находились рядом в этой обители, то и в земной жизни они обязательно встретятся, узнают друг друга по тому незримому притяжению, о котором человек так тоскует.
Возрастной разброс подобных обращений достаточно велик: от тех, кому за 40, до тех, кому едва исполнилось 18. Всех объединяет ностальгия по романтическому СССР. Символом романтического СССР принято считать фильмы «Я шагаю по Москве» Георгия Данелии и «Курьер» Карена Шахназарова. В них воспевается дружба ради дружбы как отдельной ценности, не сводимой к рациональной выгоде, когда рука руку моет.
Некоторые из моих клиентов, не найдя дружбы или разочаровавшись в ней, выбирают в друзья философов, писателей прошлых веков, чтобы обсудить с ними волнующие вопросы.
Так же много запросов о любви. Человек сначала долго, много и старательно учится, потом строит карьеру, бизнес в соответствии с ценностями прагматизма ума и тела. А счастья нет. Категория счастья слабо коррелирует с материальными ценностями, скорее — с безопасностью.
Дружба, любовь, доброта, великодушие, милосердие на вершине материальных ценностей отсутствуют.
Вспоминается встреча с бизнесменом, достигшим многого в своей сфере деятельности.
Я вошла в огромный, ослепительно белый кабинет, с большим телескопом у окна. Села на белый диван, обитый кожей антилопы. Бизнесмен с горечью говорил об одиночестве, предательствах, отсутствии любви. В то время как бывшая супруга рассказывала, что после неудачных сделок он топил ее в ванной…
В рациональном движении к строго заданной цели не развиваются те психологические качества, которые позволяют любить, дружить, восхищаться простыми вещами, согревающими душу в холодном мире.
В западном прагматизме ума и тела нет места душе, мысли сердца, как говорил юнгианский психолог Анри Корбен, ссылаясь на книги суфиев ХI–XII веков. Мысль сердца соединяет нас с душой мира. Душа мира наполняет нас Светом и тем символическим вином, о котором писал Омар Хайям.
На мой взгляд, феномен новой этики как явления XXI века в том числе призван заполнить пустоту прагматизма. Логика точно знает, что приведет человека из пункта А в пункт Б, но в этом движении нет места мысли сердца, жизни сердца. Нас хотят убедить, что главное в жизни — хорошо учиться, чтобы заработать потом много денег. Но никто не говорит, что деньги часто идут на наркотики, иллюзорно заполняющие эмоциональный холод, пустоту и боль от разочарований.
Борьба за признание равных прав и свобод людей, подвергавшихся ранее дискриминации, безусловно, шаг вперед. Но в любом отыгрывании есть опасность выплеснуть вместе с водой ребенка. Может быть, стоит взять на корабль будущего такие традиционные ценности, как дружба, любовь, доброта, порядочность и ответственность.
«Мы в ответе за тех, кого приручили», вне зависимости от цвета кожи, ориентации, вероисповедания. Мир Иных должен стать полноценной частью мира традиционных ценностей без отрицания и порицания как одних, так и других.
Когда в бессознательном много подавленной агрессии, она будет искать мишень для разрядки. Единственный путь, достойный человека, — это путь познания и любви.
Пожалуй, лучше апостола Павла о любви не скажешь:
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».
Персональный сайт