«Сделать в гараже запчасти для Boeing не получится». Директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин о будущем авиаперевозок
Что происходит с авиаперевозками
Вопросом поддержки авиаотрасли сейчас активно занимаются Министерство транспорта и Министерство промышленности. Задача первого — удержать на плаву авиакомпании, второго — восстановить производство судов в России. Для спасения отрасли будут предприняты очень серьезные меры господдержки, в том числе докапитализация «Аэрофлота», дополнительная эмиссия акций компании и частичный их выкуп государством за средства Фонда национального благосостояния. Для правительства это очень важный вопрос, отрасль будут поддерживать, как могут.
О ценах на билеты
Власти могут обеспечить цены на авиабилеты на приемлемом для населения уровне за счет субсидий. Если их не будет, авиасообщение переместится в лакшери-сегмент и, вероятно, из-за этого погибнет. Сейчас на поддержку отрасли пойдут 110 миллиардов рублей, они уже выделены. Эти средства решат тактические задачи, но основные проблемы отрасли сейчас в другом — в стратегии того, как заменять самолеты. И здесь решения пока нет.
О проблемах российского авиапарка
В России примерно 700 самолетов Airbus и Boeing, это около 80% всего авиапарка. Все они находились в лизинге. В конце марта Россия проигнорировала требование лизингодателей вернуть самолеты. Это масштабное нарушение договоренностей и серьезный конфликт. Последствия скажутся, когда мы вернемся на рынок, но когда это случится, никто не знает.
Из-за этого конфликта и санкций в целом нам не будут поставлять запчасти для этих судов. Возникает вопрос: как эксплуатировать этот парк без запчастей? Техническая эксплуатация самолетов требует массу комплектующих, которые нужно заменять после определенного налета. Это автомобиль «Москвич» можно было починить во дворе с помощью подручных средств и сноровки — сделать в гараже запчасти для Boeing не получится. Это острый вопрос, потому что он напрямую касается безопасности полетов.
Выходов в этой ситуации два: либо наладить собственное производство, либо заниматься тем, что у нас аккуратно называют «параллельным импортом» (ввоз товаров без разрешения правообладателя товарного знака. — Прим. ред.). Возможности «параллельного импорта» для отечественного авиапрома кажутся мне маловероятными. Трудно представить, что Китай или Казахстан ради поставок комплектующих в Россию пойдут на конфликт с производителями, которые запрещают это делать.
Есть способы продлить летную годность за счет менее пристрастных техосмотров, но это не может продолжаться бесконечно. Самолет без поставок живет два сезона высокого спроса, максимум три. Минпром рассчитывает к 2024 году начать обновлять авиапарк отечественными судами. То есть в планах — достаточно развить собственный авиапром, пока зарубежные суда будут выбывать из эксплуатации. Это сложнейшая задача.
О производстве самолетов
В России можно производить пассажирские самолеты старых моделей: Ту-204, Ту-214 и Ил-96. Проблема в том, что сейчас их выпуск ограничен единичным количеством в год, а обновление парка требует десятков, а лучше сотен самолетов, потому что зарубежный авиапарк будет постепенно выходить из эксплуатации. Можно собирать из двух самолетов один, а потом из трех один — это так называемая каннибализация парка, но долго такой подход не проработает.
Восстановить производство советских моделей очень непросто. Для серийного выпуска нужна цепочка поставок, иначе каждый самолет будет обходиться как золотой. Так работает авиапроизводство Boeing, Airbus, любое другое, так работал и советский авиапром. Создавать все детали на одном заводе невозможно. Решением этой задачи сейчас активно занимается Минпром.
Еще одна проблема — технико-экономическое обоснование советских моделей шло из расчета очень дешевого горючего. При сегодняшних ценах на нефтепродукты летать эти самолеты будут либо при очень больших субсидиях, либо билеты будут стоить очень дорого.
У нас есть новые модели — Sukhoi Superjet 100 и МС-21, но их не производят серийно и они не являются полностью независимыми от импорта. Например, двигатели к этим самолетам производят в большой международной кооперации.
О спросе на авиабилеты в 2022 году
Президент поставил задачу обеспечить в стране пассажиропоток в этом году на уровне 100 миллионов человек. В первую очередь это указание было направлено в сторону государственной авиакомпании «Аэрофлот», для этого ее поддержали деньгами.
У этой задачи две составляющие: спрос и предложение. Компания составит достаточно плотное расписание, чтобы выполнять эту задачу. Так будет решен вопрос с предложением. Со спросом сложнее. Никто не может заставить пассажира слетать туда, куда ему не надо. Для высокого спроса, с одной стороны, должно быть качественное предложение на рынке внутреннего туризма, а с другой — у людей должны быть деньги. В общем, поддерживать спрос на перелеты будет непросто. Вероятно, будет расти популярность более экономичных видов транспорта.
Подготовил Денис Бондарев