Не нудная лекция, а историческое путешествие. Профессия по-новому — городской экскурсовод
Несколько лет назад я был удивлен (если не сказать шокирован) тем, насколько люди травмированы опытом неудачных экскурсий. История вполне типичная: несколько раз в год школьные учителя инициировали для всего класса походы в музеи; экскурсовод говорил что-то нудное, будто по бумажке; было скучно и неинтересно. К сожалению, многих людей подобные впечатления отталкивают от желания сходить на экскурсию во взрослой жизни. Экскурсия во время отпуска? Лучше сами погуляем и сделаем селфи на фоне очередного архитектурного шедевра. Потратить половину выходного дня на прогулку по родному городу? Бессмысленно: здесь уже все знакомо.
Это, конечно, не укор в адрес горожан, которым не нравятся экскурсии. А вопрос некоторым коллегам, использующим устаревшие методики и повторяющим из года в год одну и ту же информацию, которую легко найти в интернете.
Ситуация в нашей стране начала меняться 10–15 лет назад. Путешествия стали важной частью образа жизни современного горожанина, а интернет упростил коммуникацию. С предложением прийти на экскурсию стало возможно столкнуться не только на привокзальных площадях, рядом с достопримечательностями и в холле отеля. В соцсетях стали попадаться блоги о достопримечательностях разных городов: с помощью интересного контента и забавных фактов любители, профессионалы и небольшие экскурсбюро предлагали свои услуги.
Сначала в Москве, потом в Петербурге и еще в нескольких крупных городах на улицах стали появляться группы людей, готовые по 10–15 минут слушать человека с набором картинок напротив какого-нибудь дома. Не на Красной и Манежной площадях, смотровой площадке на Воробьевых горах или в Коломенском, а именно на улицах — вдалеке от обычных туристических маршрутов.
Так профессия городского экскурсовода вышла на новый уровень. Я вижу все больше увлеченных своим делом энтузиастов, которым нравится вглядываться в необычные страницы истории своего города, находить малоизвестные факты на старых фотографиях или в рекламных объявлениях, а потом рассказывать об этом другим людям.
Миссия профессии
О просветительской миссии экскурсоводов много спорят, предлагают разные варианты, но вряд ли в ближайшие годы удастся составить точный список того, что городские экскурсоводы хотели бы донести до своих слушателей.
Кто-то обеспокоен тем, что города утрачивают детали прошлого, и пытается привлечь внимание к истории и культурному наследию. Другим важно делиться с людьми своим восхищением архитектурой или делами великих предков. А кто-то просто в такой доступной форме проявляет свой интерес к городу.
Личные интересы тоже есть. Среди городских экскурсоводов немало тех, кто больше не мог проводить по восемь часов с понедельника по пятницу в офисе, сидеть на бесконечных совещаниях и готовить квартальные отчеты. Правда, для многих экскурсоводов их профессия стала местом творческой самореализации, возможностью работать с людьми и на свежем воздухе. Не менее важно и то, что в этой профессии зачастую отсутствует начальство как таковое: многие городские экскурсоводы являются фрилансерами, проводят экскурсии по заказам сразу нескольких бюро и многочисленных частных клиентов.
По собственному опыту могу сказать, что самые счастливые городские экскурсоводы — те, кто превратил свое хобби по изучению города и прогулки с друзьями в новую рабочую специальность. Я уверен, что успех внутри этой профессии себе можно обеспечить, только если действительно интересоваться темами своих экскурсий, проверять информацию в надежных источниках и не останавливаться в совершенствовании уже готовых маршрутов, находить баланс между развлекательными и познавательными компонентами.
Плюсы и минусы профессии
Чтобы преимущества и недостатки были более объективными, я попросил своих коллег назвать мне плюсы и минусы нашей профессии. И вот что получилось:
Преимущества
- Творчество. Создание экскурсии уже давно не похоже на заучивание готового текста: можно и актерские таланты проявить.
- Общение. Постоянное общение с разными людьми в разных обстоятельствах — своеобразная коммуникативная тренировка. После этого любое взаимодействие за пределами экскурсий идет легче — от собеседования до любительского стендапа.
- Работа на себя. В этой профессии достаточно легко перестать зависеть от конкретного начальника.
- Объем вложенных усилий коррелирует с доходом. Заработанные имя и репутация постепенно начинают приносить достойный заработок.
- Каждый день узнаешь что-то новое. Изучение истории или архитектуры — это часть рабочей рутины.
- Возможность дополнительного роста в смежных сферах: чтение лекций, создание путеводителя или обучение начинающих экскурсоводов.
- Популярность. В крупных городах краеведы и экскурсоводы с хорошей репутацией могут стать регулярными гостями радиоэфиров и подкастов, давать комментарии для телевизионных программ и писать тексты для медиа.
Недостатки
- Непредсказуемость. Работа на свежем воздухе может быть мечтой в теплый летний вечер и испытанием в дождь или снегопад.
- Обратный график. Когда люди с обычными профессиями отдыхают, у экскурсоводов самое напряженное время: выходные, новогодние и майские праздники.
- Общение с людьми. И дело не столько во вредных экскурсантах, которые периодически попадаются, а в пестрой массе прохожих.
- Зависимость от пандемий. Экскурсии — почти всегда мероприятия групповые. Так что экскурсоводы более уязвимы перед ограничениями и страхами, вызванными коронавирусом и другими вспышками заболеваний.
- Опора на собственные силы. Низкая продуктивность сразу отражается на результатах работы и доходах.
Как стать экскурсоводом
Некоторое время существовала юридическая вольница: обязательного лицензирования не было и любой человек, который чувствовал в себе силы и способности рассказать о переулках Арбата или фабрикантах Морозовых, мог звать людей на экскурсию. Конечно, крупные экскурсионные бюро предпочитали сотрудничать с историками, музейными сотрудниками, дипломированными экскурсоводами, но рынок экскурсионных услуг почти не регулировался.
Сейчас ситуация постепенно меняется. 1 июля 2022 года вступает в силу федеральный закон об обязательной аттестации экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов турпоходов. Теперь, чтобы стать экскурсоводом, нужно либо иметь профильное образование (в области туристической деятельности, например), либо пройти профессиональную переподготовку с получением диплома государственного образца (обычно это курсы длительностью 250–280 часов, продолжительностью около четырех-пяти месяцев с тремя занятиями в неделю). После чего можно подать документы на сдачу аккредитационного экзамена. Лицензирование гидов будет региональным, то есть можно будет получить право проводить экскурсии в Москве, Нижегородской области или Краснодарском крае, а потом при необходимости аккредитоваться в других субъектах РФ или на межрегиональных маршрутах. Успешная сдача экзамена предполагает получение права на профессиональную экскурсионную деятельность в течение пяти лет. Исключения есть для паломнических организаций, учебных экскурсий для школьников и студентов, а также для проведения экскурсий на территории отдельных объектов и комплексов, закрытых для доступа посторонних (например, экскурсии по какой-нибудь усадьбе).
Если же говорить не о формально-юридической стороне дела, а наборе необходимых навыков и личных компетенций, то в первую очередь стоит хорошо изучить свой город или регион, где вы собираетесь проводить экскурсии: где находится нужная улица и нужный дом, какой автобус идет к монастырю на городской окраине, что раньше находилось в здании, где теперь бизнес-центр. Необходимо стремление совершенствовать свой общекультурный уровень, связанный с самыми разнообразными темами экскурсий. Чтобы стать действительно успешным и профессиональным экскурсоводом, стоит также прочитать вузовский учебник по истории Древней Руси и монографию местного краеведа про одну из старинных улиц, послушать записи курса лекций об архитектурных стилях и регулярно ходить на выставки в местных музеях.
Помимо знаний и системы фактов, профессия экскурсовода требовательна и к навыкам взаимодействия с публикой. Недаром все более-менее серьезные курсы профессиональной переподготовки для туристических кадров включают в себя занятия по технике речи, психологии общения, базовым навыкам ведения аккаунтов в соцсетях.
В марте в Музее Москвы мы запустили школу гидов-экскурсоводов «Москвагид» — программу дополнительного образования и профессиональной переподготовки. 276 часов теории и практики от историков, археологов, москвоведов и экскурсоводов-практиков. Рассказываем историю и объясняем географию Москвы, знакомим с особенностями проведения экскурсий в музеях и новых столичных районах, а также помогаем разработать авторский экскурсионный маршрут. Набор в этом году закрыт, но мы обязательно откроем его в следующем. Новости появятся на сайте музея.
Возможность разработать авторский маршрут под руководством профессионалов в этом году все еще есть. 14 мая Музей Москвы и Дом творчества Переделкино запускают совместный курс, посвященный легендарному городку писателей. Слушатели курса узнают историю Переделкина, знаменитых писательских дач и их хозяев, а также научатся создавать собственные экскурсионные маршруты. В конце каждый составит авторский маршрут по Переделкину, а авторы лучших проектов смогут сотрудничать с Домом творчества. Подать заявку можно на сайте.
Как искать работу
За время обучения на курсах можно присматриваться к объявлениям о мастер-классах, ознакомительных поездках для представителей отрасли (для знакомства с новым потенциальным объектом экскурсионного показа), общаться с преподавателями, многие из которых хорошо знакомы с текущими потребностями экскурсионных бюро.
Можно просто разослать письма по официальным контактам экскурсионных бюро и туроператоров с кратким резюме, описанием своих возможностей и предложением потенциальных тем и маршрутов. А еще стоит попробовать начать проводить пешеходные прогулки — сначала хотя бы для друзей и знакомых, предложить местной районной библиотеке или дому творчества организовать бесплатную экскурсию. Мне известно много случаев, когда сарафанное радио работало весьма эффективно.
Карьерные и зарплатные перспективы
Заработок городских экскурсоводов очень разный. Подробная статистика не ведется, но некоторые ориентиры для Москвы, где я сейчас живу и работаю, указать можно. Экскурсионные проекты, работающие как агрегаторы предложенных маршрутов, берут комиссию от 25 до 60 процентов. Сборные пешеходные экскурсии, проведенные по заказу экскурсионных бюро, оплачиваются в районе 2000–6000 рублей за одно мероприятие. Автобусные, как правило, несколько дороже.
При самостоятельном наборе групп нормальной считается прибыль с одного билета (после вычета необходимых расходов, например, на аренду автобуса или оплату посещения особняка) в районе 400–500 рублей.
Для известных частных гидов потолка стоимости услуг не существует. Оценить доходы в чужом кармане бывает крайне непросто. Но я знаю, что заказ индивидуальной экскурсии или лекции может принести от 10 до 25 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге картина схожая. В других крупных российских городах заработок и гонорары несколько ниже, но не в разы.
В отличие от крупных компаний и даже среднего бизнеса, в профессии экскурсовода нет универсальной лестницы наверх, каждая ступень которой хорошо известна. Но перспективы есть, и они весьма разнообразные. Кто-то становится известным частным гидом с многотысячной аудиторией в соцсетях и может смело поднимать ценник в два-три раза.
Можно собраться с коллегами-экскурсоводами и создать собственное бюро и вместо гонораров за проведенные экскурсии начинать получать процент с продаж других экскурсий, организации различных мероприятий и выполнять заказы для крупных банков, компаний и государственных учреждений. Опыт экскурсионной деятельности может привести и на работу в культурные институции, музеи и университеты.
Подготовила Мария Бурова