Шато Внутренняя Монголия. Как Китай становится винной державой
Великие китайские виноградники
Создание винной индустрии в Китае началось только 20 лет назад, рассказывает алкогольный эксперт Денис Пузырев. «Если раньше в КНР была всего одна винодельческая провинция — Шандунь, то сейчас там минимум 12 винодельческих регионов. Вино делают даже в северных районах на границе с Россией. Сегодня в Китае больше 450 действующих виноделен. Примерно столько же у них в проектах. В России, я думаю, не наберется и 100», — говорит он.
В 2015 году Китай вышел на второе место в мире по площадям виноградных посадок, обогнав Францию, сейчас он догоняет в этом рейтинге Испанию. The Guardian пророчит Китаю лидерство на мировом винном рынке к 2058 году.
«Но китайское вино по-прежнему остается загадкой для большинства потребителей алкоголя, — отмечает винный критик Дмитрий Федотов. — Даже для самих жителей Китая. Во-первых, мне не известно, в каких странах его пьют (в 2018-м основной экспорт приходился на Гонконг. — Прим. ред.). Во-вторых, большинство жителей Китая вино не употребляют — если они пьют алкоголь, то в основном крепкий».
13-я пятилетка и опыт СССР
«Самый серьезный скачок в производстве вина в Китае был сделан в 2016–2021 годах — во время их 13-й пятилетки», — рассказывает винный эксперт Алексей Митрофанов. В ее разгар, в 2018 году, в Пекине прошел престижный международный винный конкурс Mondial de Bruxelles. Членом жюри на этом конкурсе был Денис Пузырев. По его словам, некоторые китайские вина получили тогда серебряные медали, что означает международное признание для молодой винодельческой индустрии. «Такие награды означают, что китайское вино признали хорошим, но не премиальным по качеству. Проще говоря, сказали “пить можно”», — поясняет Пузырев.
Большинство китайских вин низкой и средней линейки не выдаются особыми вкусовыми качествами, считает Дмитрий Федотов. Проблема эта связана с «гастрономическим менталитетом населения» — такой же путь частично проходила Россия, говорит Федотов. Как и в советских винных магазинах 1980-х годов, найти изысканное вино в китайском масс-маркете почти невозможно. «Китай повторяет паттерн винного потребления СССР, — объясняет эксперт. — Вино там делают в основном из так называемых “мировых сортов”: “мерло”, “каберне-совиньона”, “каберне-блана”, “шардоне” и “пино-наура”». Выбор этих сортов для Китая — во многом маркетинговый ход, поясняет Федотов: «Эти сорта на слуху даже у тех, кто не разбирается в вине. Поэтому именно их и используют для продвижения на внутреннем рынке».
Как и в СССР, большинство китайских вин — полусухие и полусладкие, добавляет Федотов.
Как на Кубани
Отличить элитное китайское вино от массового, которое поставляется в супермаркеты, по этикетке довольно сложно. Почти все названия на нем указаны иероглифами, что затрудняет возможность составления рейтинга у тех, кто не знает китайского языка. Однако в Китае есть минимум два производителя, линейки которых включают массовые и элитные вина, и оба производителя дублируют свои названия на латинице — это Dynasty и Great Wall.
«Массовая линейка “Великой стены”, которая продается в супермаркетах, очень похожа на массовую линейку нашего “Шато-Тамань” (чьи виноградники в основном расположены на Кубани. — Прим. ред.), — проводит параллель винный эксперт Алексей Митрофанов, — вкус вин этой категории очень схож». В подтверждение своих слов он приводит события 2016 года, когда российские винные производители вышли в двадцатку крупнейших поставщиков Китая, а заметное место среди них заняла продукция «Шато-Тамань». Спустя три года «Шато-Тамань» даже открыла в Шэнчьжень винный дом.
«Вообще весь масс-маркет (дешевле 3000 рублей за бутылку) я рекомендовать не могу, — говорит Митрофанов. — Алкоголя в них может быть меньше 13–14%, но в хороших винах он не чувствуется. А вот в китайских этой категории вкус спирта ярко выражен. Вероятно, виноделы пока не изучили каждый метр своего виноградника, чтобы понимать баланс его вкусов. Возможно, скоро это изменится».
Нинся-Хуэйское чудо
Одним из передовых винных регионов Китая стала Внутренняя Монголия — регион с засушливым летом и крепкими зимними морозами, которые могут сопровождаться сильными песчаными бурями и метелями.
«В этом регионе 20 лет назад никаких условий для виноделия вообще не было, — рассказывает Денис Пузырев. — Но китайские ученые решили посадить там виноградники. Поскольку провинция находится в верховьях реки Хуанхэ, они быстро провели там каналы орошения, а китайское правительство проложило туда дороги, завезло технику и пригласило специалистов по виноградникам, в том числе иностранных. Прошло 20 лет. Внутренняя Монголия стала самым передовым винодельческим регионом КНР — там производят самые титулованные китайские вина, которые ценятся на мировом уровне».
Винное производство этого региона сосредоточено в Нинся-Хуэйском автономном округе. Из-за суровых зим, сравнимых с сибирскими, местные виноделы используют укрывную структуру виноградников, рассказывает Дмитрий Федотов. «Виноградники укрывают от морозов. А это, мягко говоря, не самое дешевое занятие, поскольку при таком ведении хозяйства возникает большой риск механического повреждения лозы, и вместо поврежденных растений приходится сажать новые. На получение вина с новой лозы уходит несколько лет», — говорит эксперт. По этой причине вина из Внутренней Монголии стоят дороже сортовых европейских аналогов, которые не прячут на целый сезон от морозов, добавляет он.
Китайское качество измеряется в евро
Чтобы отличить сто́ящие китайские вина от продукции, которая вызовет разочарование, можно ориентироваться на простую особенность оформления продукта: иероглифы в названии должны дублироваться латиницей, говорит Денис Пузырев. Латинские буквы показывают, что вино предназначено для зарубежного потребителя, знакомого с винной культурой.
Дмитрий Федотов советует ориентироваться на цену: «От 100 евро за бутылку — это будет прекрасное по своим качествам европейское вино».
Из премиальных брендов Алексей Митрофанов выделяет «Ао Юнь». «Еще в 2016 году оно стоило 250 фунтов за бутылку, — рассказывает он. — Но это высотное виноделие — примерно 2600 метров над уровнем моря. Виноградники расположены в предгорьях Гималаев. Причем географический разброс посадок виноградников настолько широк, что рабочие одного участка не всегда могут понять диалект рабочих другого. Я бы выделил “Ао Юнь” 2017 года — это ассамбляж трех сортов винограда с 314 маленьких виноградников, урожай каждого из которых сначала был выдержан в отдельной бочке и только потом смешан и бутилирован. Аналогов этому вину в мире нет».
Также эксперт советует попробовать белые вина Chateau Changyu Mose: «Они хорошо сбалансированы. В их ароматике чувствуется свежескошенный газон. Так как этот регион не жаркий, то, в отличие от Great Wall, кислотность Chateau Changyu Moser достаточно высокая. Это означает, что к нему можно подбирать сложные гастрономические сочетания. Например, подойдут жирные соусы с морепродуктами».
Из линейки Great Wall Митрофанов рекомендует присмотреться к каберне дороже 3000 рублей за бутылку: «Это каберне-совиньон с ярко выраженным вкусом красных ягод, красных фруктов и спиртовыми нотами, которые очень деликатно в этот вкус интегрированы. Несмотря на то что этот виноград закапывают на зиму, защищая от морозов, вино из него близко к аналогам из Бордо. Их даже часто путают на конкурсах с простыми бордосскими винами — например, с винами из хозяйств Сент-Эстеф или Сен-Жульен ценой до 3000 рублей».
Захватит ли «винный Китай» Россию
Китайские вина дороже 100 евро не имеют экспортного потенциала, считает Дмитрий Федотов. Как правило, они стоят в два-три раза дороже, чем их мировые аналоги. Но с учетом текущих изменений на алкогольном рынке в России китайское вино может занять определенную нишу.
Впрочем, переход на китайские вина, по мнению эксперта, вряд ли будет быстрым. «Россияне консервативны в своих винных пристрастиях. Публика у нас достаточно инертная. Около 80% вин у нас — это европейские позиции, к которым люди привыкли. А остальные позиции продаются с большим трудом», — поясняет Федотов.
«Думаю, что продавать китайское вино можно, потому что это экзотика — и роль здесь может сыграть тот же нейминг, связанный, например, с драконами, — считает Митрофанов, который сотрудничает с розничной сетью на Дальнем Востоке. — Сейчас китайских вин на Дальнем Востоке нет (хотя премиальные можно купить в Москве). Но местные жители очень хорошо реагируют на иероглифы — товары с ними пользуются особым спросом. Например, раньше хорошо покупали японское и китайское пиво. А китайское вино, с учетом происходящего, в России будет очень кстати. Думаю, через месяц мы поедем в Китай выбирать что-то для своей линейки».
Денис Пузырев, в свою очередь, предупреждает, что если китайские вина и появятся массово в российских магазинах, то покупать стоит только те, которые дороже 20 долларов за бутылку.
Автор Алексей Синяков
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь