Насколько вырастет стоимость полисов ОСАГО и КАСКО
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) уверены, что стоимость ОСАГО расти не будет. Какие прогнозы у «Ренессанса»?
Все зависит от того, продолжат ли дорожать запчасти (продавцы и представители СТО говорят о росте на 30–50%. — Прим. ред.). Скачок цен, который мы сейчас все видим, вызван падением рубля и логистическими сложностями. Плюс, по ощущениям, свой эффект добавили еще и панические настроения на рынке. Но если паника — явление временное, то проблемы, связанные с логистикой и падающим курсом, — нет. По крайней мере в среднесрочной перспективе ситуация вряд ли изменится. Поэтому средняя стоимость ОСАГО, вероятно, вырастет, но в рамках существующего коридора.
Есть ли риск, что на дорогах станет больше машин с неоформленными полисами?
Не думаю, что водители массово начнут отказываться от ОСАГО. Например, во время пандемии рост сборов по «автогражданке» вырос с 215 до 220 млрд рублей. И дело не только в штрафах за езду без полиса (800 рублей. — Прим. ред.). Автолюбители в массе своей понимают, что такая защита им все-таки необходима.
В таких условиях «натуральная» форма возмещения сохранится?
Страховая компания может организовать ремонт, только если есть станция техобслуживания, готовая принять автомобиль за определенную сумму и соблюсти при этом прописанные в законе сроки и другие условия (сейчас направление на ремонтные работы, по оценке РСА, получают около 10% водителей. — Прим. ред.). В противном случае автовладельцу предлагают деньги. Можно предположить, что из-за нехватки запчастей и других проблем доля «натурального» возмещения уменьшится.
Что будет со стоимостью КАСКО?
Полисы уже дорожают вслед за деталями. Но в основном на стоимость КАСКО влияет ожидание страховых компаний по средним убыткам, на которые, как сказано выше, влияют рост цен на запчасти и, конечно, риск увеличения частоты угонов.
В 2014 году частота угонов выросла на 25%, сейчас рост может быть еще больше. Марки масс-сегмента будут разбирать на запчасти, а дорогие автомобили отправлять в страны ближнего зарубежья.
Если курс рубля прекратит падать, возможно, уже произошедший рост тарифов на 10–15% станет «потолком».
То есть отказываться от покупки КАСКО сейчас не стоит?
Да, сейчас серьезно вырос риск получить в ДТП повреждения, которые невозможно отремонтировать за свой счет. И все это на фоне роста стоимости автомобилей и падения доходов населения.
Если у водителя уже есть заключенный договор, то стоит заключить дополнительное соглашение — нужно увеличить страховую сумму до рыночной, чтобы выплаты точно хватило для покупки аналогичного автомобиля.
Беседовал Алексей Синяков