Лучшее за неделю
14 декабря 2021 г., 16:39

«Мы должны быть уверены, что не отравим людей». Как изменилась жизнь рестораторов после введения обязательной маркировки продуктов

Читать на сайте

Уиллиам Ламберти, ресторатор, автор концепций Uilliam’s, Ugolek, Pinch, гастрономического ателье Sartoria Lamberti и других проектов

Для меня маркировка — это знак качества. В Италии уже давно существуют различные системы маркировок, поэтому я удивлен, что в России за этим начали следить только сейчас.

Чтобы гарантировать людям продукцию хорошего качества, важно выбрать ответственного поставщика. Мы всегда долго дегустируем образцы, сразу обговариваем с поставщиками все вопросы и заботимся о наличии сертификатов, документов и маркировки. Правильные поставщики должны быть партнерами и уметь предлагать в любой ситуации альтернативные решения. При закупке нужно понимать, что хороший продукт никогда не будет дешевым.

Я знаю, что бывают «альтернативные продукты», но это не совсем подделка. Например, раньше некоторые товары японской кухни поставлялись напрямую из Японии, а сейчас соусы, маринованная рыба и угорь часто приезжают из Китая. Еще любят подделывать сыр пармезан. Но качественный сыр можно отличить только по вкусу и внешнему виду.

Мария Иванова, директор службы доставки Dellos Delivery 

Подделка товаров вредит не только бизнесу, но, главное, потребителю — это реальная угроза для здоровья. Мы это прекрасно понимаем и контролируем товары, с которыми работаем, в несколько этапов. Первично — отдел по безопасности проверяет документы, все свидетельства и сертификаты, дальше мы заключаем договор поставки. Поставщиков отбираем исключительно через тендеры — торги на электронных площадках. Также мы анализируем рынок на соответствие требованиям и предпочтениям шеф-поваров. Качество поставляемой продукции контролируется су-шефами и шеф-поварами ресторанов на этапе производства.

Я считаю, что обязательная маркировка товаров — это дополнительная уверенность в качестве продукции, но окончательная проверка товара все равно важна. Мы же переработчики, практически конечный потребитель. На данный момент никаких изменений в процессе покупки товаров мы не увидели. Если нет соответствующей маркировки по требованию законодательства РФ, то продукт просто подлежит возврату.

Фото: Pexels

Сергей Гаспаров, основатель GASK Bro Group

С введением обязательной маркировки уверенность в качестве продуктов, конечно, появилась. Тем не менее отказаться от тотального контроля не получилось, нет стабильности в сырье от партии к партии. Все начинается с выбора поставщика — анализируем цены, устраиваем тендер на право поставки для сетевых проектов, дегустируем продукты, смотрим на гибкость поставщика в условиях сотрудничества. За годы работы у нас уже есть проверенные, зарекомендовавшие себя партнеры. Мы устраиваем выездные проверки складов, ферм, хозяйств, автотранспорта поставщика, смотрим на соблюдение санитарных норм.

Разумеется, документы должны быть в порядке. Сам процесс от оформления заказа на продукты до получения остался прежним. Но документооборот стал электронным. Нужны специальные программы — «Меркурий» и ЕГАИС. На всю поставляемую продукцию Роспотребнадзор требует предоставлять пакет документов: договоры, ветеринарные справки, аннотации, сертификаты, протоколы испытаний, декларации соответствия, акцизы и так далее. В случае проверенных поставщиков весь этот пакет отправляется по умолчанию. 

Роман Малышев, владелец кофеен Coffee Break Time и F45

В общепите дела обстоят просто: у нас есть проверенные поставщики, которые работают по единой системе. Вся продукция, в том числе молочная, отгружается только с использованием этой системы. В ней и отображается весь путь товара, который мы видим при закупке продуктов. То есть в том случае, если у определенного продукта не будет нужной документации, его просто не смогут отгрузить. Мы уверены, что в тарелке нашего гостя не окажется контрафактный продукт.

Конечно, идея внедрить маркировку в промышленную сферу стоит того. На рынке очень много контрафактных продуктов, которые не всегда производятся в надлежащих условиях, а это опасно для здоровья потребителей. Количество пищевых отравлений из-за контрафактной и некачественной продукции зашкаливает в России. И если в крупных городах всю эту историю еще как-то контролируют федеральные службы, то в регионах обстановка не такая радужная, там продажи часто осуществляются без какой-либо кассовой техники. Польза маркировки еще и в том, что она просто не позволит продать товар с истекшим сроком годности. 

Подготовила Мария Яковлева

Обсудить на сайте