Масоны в ложе и вокруг нее. Часть 1. Как в СССР появился первый «вольный каменщик»
Продолжение читайте здесь: Часть 2. Как политтехнологи и ельцинский министр устроили масонский раскол
Почему не все могут стать масонами
«Гей масоном стать не может», — утверждал рэпер Птаха, который входит в Великую ложу России. Однако такого консервативного взгляда придерживаются далеко не все масоны: при посвящении в ложу об интимной стороне жизни никто не спрашивает.
Каждый месяц российские масоны проводят больше сотни собеседований — к ним поступает примерно 150–200 заявок о приеме в ложи, но только единицы из этих людей доходят до ритуала посвящения. Большинство кандидатов не соответствуют жестким критериям: ложи сразу отсеивают людей, которые говорят, что идут в масоны за связями в бизнесе и политике, сторонников радикальных идеологий вроде нацизма, злостных неплательщиков штрафов и людей, укрывающихся от уплаты алиментов. Это далеко не весь список ограничений, а одна из самых страшных вещей для масона — запой.
«Если масон перестанет посещать собрания в ложе [потому что запьет], его могут лишить масонского звания», — анонимно рассказал «Снобу» один из российских масонов. Вопрос об исключении из ложи, по его словам, могут поставить и в том случае, если посвященный в ложу будет проходить на ее собрания нетрезвым. Кроме того, в ложу никогда не примут человека, который стоит на учете в наркодиспансере.
По словам историка масонства Евгения Кузьмишина, вопрос о пьянстве в ложах не всегда стоял жестко, а первых масонов люди подозревали в создании тайных обществ с конкретной целью — чтобы спокойно выпивать там в хорошей компании.
Рептилоиды, золото и Россия
Одна из немногих традиций, которую донесли масоны до нашего времени, — умение хранить тайны. В XVIII веке шотландке Элизабет Сен-Лежер, подсмотревшей за собранием масонов, пришлось выбирать: умереть — или стать членом ложи и всю жизнь хранить секреты масонов. Она выбрала второе и оказалась одной из первых женщин, посвященных в масонские тайны.
Секреты «вольных каменщиков» пытаются раскрыть примерно с XVIII века, когда по Европе стала распространяться концепция «масонского заговора», которая существует и сегодня. Первая масонская ложа была основана в 1717 году в Лондоне, а когда она стала открывать «отделения» в других странах, масонов начали подозревать не только в увлечении пьянством, но и в шпионаже в пользу Англии, организации революций (в том числе Великой французской), поклонению сатане и влиянии на правительства. Сторонники «масонского заговора» полагают, что ложи влияют на мировое политическое закулисье, пьют на своих ритуалах кровь девственниц, хранят в ложах человеческие черепа, а самые радикальные противники масонов связывают их с рептилоидами — инопланетянами, которые прилетели на Землю с планеты Нибиру, чтобы управлять землянами и выкачивать тоннами золото, в том числе и из России. В рамках этой концепции рептилоиды сами могут входить в число масонов или управлять ими. Поверить в эту фантасмагорию трудно, однако доказать обратное практически невозможно: «профаны» — так масоны называют не посвященных в свои тайны — не могут присутствовать на их ритуалах.
В разных частях света к заговору «мирового правительства» относятся с разной долей доверия. В США в него верит примерно треть населения. Но в России число сторонников существования тайного мирового правительства существенно больше, причем их количество увеличилось после присоединения Крыма: если в 2014 году в заговор верили 45% россиян, то в 2018 стали верить уже 67%, пишет ВЦИОМ. Однако вряд ли большинство из них знают, что у России есть положительный опыт борьбы с масонами, который может опровергнуть устойчивый миф об их всемирном влиянии.
По словам историка масонства Евгения Кузьмишина, первые масоны стали появляться в России в елизаветинское время, когда страна находилась «в мейнстриме европейской политики, экономики и культуры». А первые ложи, в которые входили российские подданные, возникли примерно в конце 1730-х годов. Далее история масонов в России несколько раз прерывалась: они были запрещены после Великой французской революции, потом снова открыты при Александре I и снова запрещены за три года до восстания декабристов. В 1905 году, когда Николай II издал «Манифест о гражданских свободах», масоны вновь появились в России. Но с приходом к власти большевиков полностью исчезли. Примерно с этого времени до перестройки масонов в России не было, утверждает Кузьмишин: для того чтобы пройти ритуал посвящения, необходимо было войти в контакт с ложами, которые находились за границей, а этому мешал «железный занавес». Тем не менее масоны случайным образом просочились в СССР и начали активно развивать в нем «сеть» своих организаций.
Заграница нам поможет
В начале 1990-х на тротуарах советских городов становилось тесно — они покрылись извилистыми очередями, которые не помещались в залах универмагов, торгующих дефицитными товарами. Все вместе советские граждане проводили в очередях 80 млрд часов в год — явление настолько крепко вошло в советскую жизнь, что среди детей 1980-х даже появилась игра «в очередь».
Желанным дефицитом, за которым стояли люди, оказывались не только колбаса и спиртное, но и культура. Так, советские власти, решая «квартирный вопрос» для военной номенклатуры, передали некоторые подмосковные усадьбы под санатории Министерства обороны, что изрядно усложнило их посещение. Одна из таких усадеб — Архангельское — была закрыта на реставрацию с 1985 года и тоже числилась за Министерством обороны. В один из дней 1990 года она оказалась открытой для посещения и, как этого и следовало ожидать, постепенно обросла хвостом из людей, желающих увидеть архитектурный ансамбль и художественные коллекции.
В очереди в усадьбу вместе с женой оказался преподаватель одного из московских вузов, который выпускает деятелей искусства, Владимир (имя изменено). «Позади Владимира стоял француз, который сказал, что он масон, — рассказывает знакомый с Владимиром историк Виктор Белявский. — С какой целью француз это сделал — неизвестно, но Владимир ответил, что его дед тоже был масоном». (По словам автора 336 статей о масонах в русскоязычной «Википедии», который представился «Снобу» Михаилом, этим французом мог быть сотрудник французского посольства в Москве.)
«Так завязалось знакомство Владимира с французским масоном, и француз предложил ему пройти посвящение в ложе, — продолжает Белявский. — В декабре 1990-го они поехали во Францию — разумеется, на деньги приглашающей стороны, потому что все ученые в России тогда были нищими».
Оказавшись во Франции, Владимир и его жена были посвящены в масонскую ложу «Братский труд» (Oeuvre Fraternelle). После посвящения Владимир привел в нее еще нескольких человек из СССР. Об этом «Снобу» рассказали сразу Белявский, Кузьмишин и креатор википедийных статей Михаил — все они утверждают, что лично знакомы с Владимиром.
Масоны, ФСБ и нищета
«Чего скрывать, — с легкой печалью в голосе признается один из русскоязычных масонов в разговоре со “Снобом”, — на международных масонских встречах присутствуют очень много масонов-разведчиков. Они хотят установить контакты и найти площадки для переговоров [между странами]. Они обращаются к нам [российским масонам], но мы даже не знаем, к кому [из чиновников] в России обратиться. Для иностранных разведчиков мы выглядим несерьезно». Действительно, число масонов в России крайне мало по сравнению с некоторыми европейскими странами — людей, называющих себя масонами, в стране около полутора тысяч. В то время как в Европе, например во Франции, есть ложи, которые насчитывают 100 тысяч членов. Одна из таких организаций — Великая ложа Франции. «Она настолько влиятельна [во Франции], что во время предвыборной кампании [2017 года] в ложе выступал [Эмманюэль] Макрон», — сказал «Снобу» представитель одной из русскоязычных лож Евгений (имя изменено).
Тем не менее в начале 1990-х после Владимира в масонскую ложу вступил гражданин СССР, который мог иметь доступ к секретным документам и высокопоставленным чиновникам, контактов с которыми и ищут масоны-разведчики. Им был бывший преподаватель Военно-политической академии им. Ленина Виктор Кузнецов (имя масона раскрыл «Снобу» Виктор Белявский). В середине 1990-х на базе этой академии был создан Военный университет Минобороны РФ, который выпускает кадры для работы в дипломатических ведомствах и службы в ФСБ.
Как масоны тайно посещали психдиспансер
«Масоны делятся на регулярных, традиционных и либеральных, — рассказывает историк Кузьмишин. — Первые, регулярные, соблюдают все древние законы и правила, например не принимают в ложу женщин; их признает Объединенная великая ложа Англии, древнейшая в мире, а братьями регулярных лож считаются примерно 2,5 млн человек. Второе по значимости направление — традиционное масонство. Они тоже соблюдают древние законы и правила, но по разным причинам, в том числе межличностным конфликтам, не признаны англичанами, однако их признает Великая ложа Франции. Также есть малое количество небольших либеральных лож, в которых могут быть женщины. Эти либеральные ложи строят отношения между собой. Их признает, в частности, ложа Великий Восток Франции. В России также представлены все эти направления».
Первый масон СССР оказался посвященным в либеральную ложу, но, по информации источника «Сноба», в течение года на него вышли представители Великой национальной ложи Франции (регулярного масонства) и убедили его перейти к себе. Как рассказывает Михаил, 14 января 1992 года в Париже Владимир перешел в регулярную ложу.
Чтобы создать национальную ложу, в стране должно быть не менее семи масонов. Когда столько набралось в России, была создана первая русская регулярная ложа «Гармония». «В 1993 году, — говорит Белявский, — открыли еще три достопочтенные ложи: “Лотос” в Москве, “Астрею” в Питере и “Гамаюн” в Воронеже».
Одной из главных черт этих организаций была бедность. «На всю Россию масонов было человек 40, — говорит Белявский. — Правда, большинство из нас [масонов] представляли так называемый low middle class: вузовские преподаватели, учителя, врачи и оперативные работники. Какое-то время мы даже собирались в детском саду — прямо на детских маленьких стульчиках. И даже в психдиспансере в Кузьминках, потому что один из братьев — сотрудник МВД — хорошо знал его главврача. Свечи, шпаги и прочую [необходимую для собраний] масонскую атрибутику мы приносили с собой, а потом уносили. На бумажках — прямо после собраний — резали колбасу, наполняли стаканы, а после разбегались по домам», — вспоминает Белявский.
Праздник на Тверской
24 июня 1995 года зал Центрального дома работника искусств на Кузнецком мосту заполнили представительные мужчины в черных пиджаках, которые разгуливали по залу в ожидании важного события. Мимо сотрудников ЦДРИ, как во время Олимпиады 1980 года, фланировали чернокожие, а из разных концов зала звучали диалоги на французском, английском и русском языках. Это помещение, по словам Белявского, масоны арендовали, чтобы провозгласить создание Великой ложи России. «Мы еле-еле наскребли [на этот зал] денег», — говорит он. Однако после признает, что вся компания отметила провозглашение ложи в ресторане гостиницы «Центральная» на Тверской. Уже через год в ложу пришли первые состоятельные люди. По словам Евгения Кузьмишина, среди них оказались и те, кого в 1990-х называли «братками». С их приходом ложа стала богатеть, но масоны начали подозревать свое руководство в растрате общих денег. В результате в ложе произошел раскол.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь