Закат гламура? Как COVID-19 поставил под удар рынок норковых шуб
Откуда пушнина и кто шьет шубы?
На долю Европейского союза (ЕС) приходится 63 процента мирового производства норковых шкурок. Лидирующее место занимает Дания — в стране производят около 28 процентов мировой продукции. За ней идут Нидерланды и страны Прибалтики. Испания — седьмой по величине европейский производитель.
В число европейских лидеров по производству меха входит также Польша, но после публикации секретного исследования организации по защите животных Otwarte Klatki об условиях разведения пушных зверей для производства меха на крупнейшей в Польше ферме председатель консервативной партии «Право и справедливость», нынешний вице-премьер Ярослав Качиньский выступил с инициативой о запрете подобной деятельности. Законопроект пока не принят, поскольку вызвал шквал критики со стороны фермеров.
В число крупных мировых экспортеров норки, помимо ЕС, входят Китай, Канада и Россия.
Китайская норка vs российская
Норка, произведенная в Китае — речь идет именно о шкурках — не отличается высоким качеством, считают эксперты. Китайцы производят преимущественно самую дешевую, темно-коричневую. Мех у нее не очень густой, почти без подпушки и довольно длинный. Чтобы придать ей товарный вид, ее часто красят и обрабатывают с помощью стрижки и щипки. Шкурки также растягивают, чтобы из меньшего количества меха произвести больше шуб. Это сказывается на прочности готовых изделий.
Именно поэтому ответ на вопрос, приведут ли истребление норки в Европе и массовая гибель норок в США из-за коронавируса к тому, что рынок наводнят китайские норковые шубы более низкого качества, — может быть только такой: они и без того давно его «наводнили». Китай — мировой лидер по экспорту готовых изделий из норки.
«Уже достаточно давно основной поток норки в Россию идет из Китая. Речь как о готовых шубах, так и шкурках, из которых уже в России шьют шубы под видом отечественных. Настоящая российская норка тоже существует на рынке, но важно понимать что в России у потребителя пользуются спросом преимущественно дешевые изделия. Российская же норка достаточно дорогая, как и европейская — ее в России совсем мало, она влияет на люксовый сегмент рынка, скорее конкурируя с соболем. Российская норка идет в Европу и в Азию, скорее даже в Азию, в Японию и, кстати, тот же Китай», — объясняет эксперт по меху Ирина Давлетгильдеева.
Что будет с ценами на шубы?
Российский рынок норковых изделий скорее окажется в плюсе: отсутствие датской норки в Европе откроет туда дорогу российским производителям меха. В отсутствие норки производители могут поднять цены на люксовые меха других животных — соболя, лисы. В то же время, так как импорту китайской норки в России пока ничего не угрожает, на внутреннем потреблении и ценах это вряд ли скажется.
«Норковые шубы уходят в прошлое скорее с развитием технологий. Сейчас появляются такие высококачественные примеры искусственного меха, которые даже мне иногда на вид сложно отличить от натурального, только на ощупь. А многие и потрогав не определят, искусственный мех или нет. Так что угрозу рынку я бы видела там, — отмечает Давлетгильдеева. — Но это, честно признаюсь, и хорошо. Если бы вы побывали на российской пушной ферме, то сами бы перестали носить шубы. Помню, проезжала одно такое подмосковное предприятие, под Королевом. Слышно, как звери плачут. Громко. На сотни метров стоит этот звук. Отчасти поэтому и я теперь шью не шубы, а игрушки».
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект ”Сноб” — Общество». Присоединяйтесь