Лучшее за неделю
Ирина Филиппова
5 марта 2024 г., 19:16

Чакры, шаманы и борьба с сексуализацией. 6 дизайнеров с Московской недели моды, которые вдохновлялись локальной культурой

Читать на сайте

Видеорепортаж «Сноба» с Московской недели моды

GAPANOVICH, Мурманск

Концептуальный бренд одежды с Крайнего Севера дизайнер Александра Гапанович создала в 2012 году. В своих вещах она переосмысляет локальный культурный код народов Севера и традиционный русский костюм, работает с темой культурной и семейной памяти. Одежда от GAPANOVICH — это женственные силуэты, а ее фирменные штрихи — рюши, кружева, ручная вязка и многослойность. 

«Я люблю работать с разными фактурами и тканями, сочетать несочетаемое. Мне нравится деформировать ткани так, чтобы они выглядели как заношенные, как будто их достали из бабушкиного сундука», — говорит Александра Гапанович. 

Новая коллекция бренда на Московской неделе моды посвящена игре «Секретики». Это детская забава советских времен, когда в землю прятали ценные или интересные мелочи, например растения или стеклышки, и показывали их близким друзьям. 

«Мы снимали коллекцию на моей родине — на Кольском полуострове. “Секретиками” у нас были сами модели, “скрытые” в северных землях с цветами и растениями Крайнего Севера. Помимо одежды мы создали обувь и головные уборы из ягеля и мха», — говорит создатель марки.

Inniki, Якутия

Бренд Inniki в переводе с якутского языка означает «вперед, будущее». Создатель марки Изабелла Дордосова искала компромисс между глобальным и культурным кодом народа Саха. Одежда дизайнера создана из натуральной кожи, хлопка, трикотажа и шифона.  

«При создании последней коллекции для Московской недели моды я сделала акцент на фрактальной природе дельты реки Лена — природного достояния Якутии и одного из самых живописных мест планеты. Я изучала проекции дельты с высоты птичьего полета, смотрела документальные фильмы и читала исследовательские статьи. Созданные на одежде обтекаемые линии в стиле параметризма передают красоту, мощь и величественность реки», — рассказала Изабелла Дордосова. 

ABZAEVA, Улан-Удэ

Молодому бренду искусствоведа Надежды Абзаевой всего четыре года. Основная идея — сохранить культурный код Бурятии. При создании вещей дизайнер вдохновлялась «генетической памятью рода своих предков — шаманского рода Абзай с озера Ольхон на Байкале». В этом ей помогали новые технологии и бурятские художники — они записали звук ветра с острова Ольхон и с помощью специально созданной нейросети преобразовали его в принт. Среди товаров ABZAEVA появились топ в виде корсета с нашитыми сверху лоскутками ткани в виде бараньего рога — бурятского символа благополучия и изобилия — и топ из лоскутов ткани, похожих на буддийские флаги.

«У нас нишевая локальная история, которая развивает идею самости своего мироздания, исследования себя и своих корней. Мой бренд — это синтез шаманизма, буддизма. Я верю в миры духов и Богов и пытаюсь отразить это в своем творчестве. В новой коллекции, которая представлена на Московской неделе моды, я показываю мир людей как часть природы», — поясняет Надежда Абзаева.

По ее словам, повышенный интерес к локальной культуре во всем мире — это ответ на глобализацию. Мода становится глубокой и концептуальной, передает проблемы и задачи мира. Например, бренд следует тренду на экоосознанность — часть изделий выполнены из производственных остатков тканей.

Measure, Махачкала

Две девушки из Дагестана Зайнаб Сайдулаева и Зухат Асекова основали бренд, когда были студентками художественного училища. Позже дизайнеры разделились: Зухат создала марку Zuhat, а Зайнаб продолжила работу над Measure. Бренд специализируется на так называемом Modest fashion — скромной, закрытой одежде.

«Modest fashion — альтернатива трендам, которые часто предлагают более открытую одежду. Мода на сексуализацию, которую устанавливают для всех по шаблону, приводит многих людей к потере уверенности в себе и своей красоте. Modest fashion дает возможность девушкам сохранить целостность своего внутреннего и духовного мира, сохраняя при этом чувство стиля», — объясняет Зайнаб Сайдулаева. 

На Московской неделе моды бренд представляет коллекцию TOİ, в которой творчески исследует дагестанские свадебные традиции. Все вещи созданы из шелка в черном и белом цветах. Говоря о повседневных трендах, дизайнер отмечает, что в 2024 году все модники будут носить шапочки-таблетки, изделия из текстурной ткани, бархата и бахромы. 

ORENSHAL, Оренбург 

ORENSHAL — это новый взгляд на народный художественный промысел. Изделия бренда создаются на базе уникального исторического производства Фабрики оренбургских пуховых платков, которое в этом году отмечает 85-летие. Помимо платков, палантинов из шелка и козьего пуха, марка предлагает вязаные аксессуары, изделия из трикотажа, пончо и пледы. 

«Мы любим экспериментировать с козьим пухом, шерстью мериноса, ангорой и кашемиром. В этом сезоне вся наша команда влюбилась в изделия из шерсти енота — невероятно мягкой и нежной. Хотя сначала далеко не все восприняли этот довольно экзотический материал всерьез, казалось, что это чья-то шутка. Но в итоге эти вещи стали частью нашей новой коллекции», — рассказал представитель бренда Валерий Гремпель.

RASENA, Пермь

Rasena позиционирует себя как бренд современной одежды со славянскими корнями. Изделия создают из натуральных и экологичных тканей, при этом бренд не использует мех и кожу животных. Это в основном базовые вещи: платья, рубашки, костюмы, верхняя одежда. 

«Я родилась в русской семье, поэтому многие славянские традиции впитаны в мое подсознание. Мне нравится интегрировать национальные исторические коды в современную реальность», — рассказывает собственник бренда Юлия Сунцева.

В новой коллекции на Московской неделе моды через яркий принт дизайнер хочет вовлечь молодое поколение в культуру Коми-Пермяцкого округа Пермского края. Для этого летние пуловеры из вискозы и рубашки из хлопка дополнили вышивкой в стилистике обережных поясов и очелей Кудымкарского района. А еще показали вещи, сделанные из конопли и крапивы.

«В коллаборации с художником Ильей Гореликом мы оцифровали пояса, вышивку коми-пермяцкого стиля и с помощью нейронной сети создали уникальный принт. Он представлен в линейке базовых футболок и лонгсливов из конопляного трикотажа. Джинсовые изделия и сумки из крапивы декламируют заботу об экологии природы и естества человека. Девять цветов колористики принта олицетворяют собой девять чакр по славянской идеологии, каждый из которых активирует необходимую энергию», — добавляет Юлия Сунцева.

Подготовила Ирина Филиппова

Обсудить на сайте