Лучшее за неделю
12 марта 2024 г., 13:44

Инструкция по управлению космическим кораблем. Как Big Data помогает бизнесу принимать решения и предсказывать будущее

Читать на сайте

Из области фантастики

Кто и как придумал термин «биг-дата» — точно неизвестно. Его создание логично связывать с моментом, когда человечество не только научилось собирать и хранить гигантские объемы информации, но и придумало способы их обработки. По всей видимости, это произошло в 2008 году. По крайней мере, так гласит самая популярная версия, согласно которой термин впервые употребил редактор одного из старейших научных журналов — Nature — Клиффорд Линч. В спецвыпуске издания он размышлял о феномене больших данных и предполагал, что в недалеком будущем использовать их для самых разных целей научатся буквально все. Говорить о том, что предсказание Линча сбылось, рано, но уже сейчас ясно, что в отдельных сферах, в том числе в бизнесе, без биг-даты не обойтись.

Подходы, основанные на анализе больших данных (data-based), сегодня разрабатывают все ведущие игроки мирового рынка: от Shell до Apple. Впрочем, используют биг-дату не только крупные, но и средние, а также малые компании. Более того, для них обработка данных оказывается даже полезнее, чем для серьезных корпораций: чем меньше бизнес, тем быстрее он может подстроиться под новые правила игры (особенно хорошо это заметно во время кризисов).    

В России большие данные предпринимателям готова предоставлять система маркировки товаров «Честный знак». Отслеживание единиц продукции (с момента, когда производитель или импортер крепит марку на товар, и до того, как товар попадает к покупателю) пополняет ее огромными объемами информации, которая доступна предпринимателям в режиме реального времени.  

Фактически отслеживание данных в динамике можно воспринимать как управление огромным космическим кораблем, на дисплее которого отображаются самые разные показатели. Они помогают не только понять происходящее в данный момент, но и оценить ситуацию в целом, а также настроить все, что не работает или работает недостаточно эффективно. Вот лишь некоторые возможности, которые биг-дата открывает перед тем, кто сидит «за штурвалом».

Понимать, куда движется корабль     

Одна из рутинных задач в бизнесе — отслеживание текущего положения дел. Что прямо сейчас происходит с компанией, насколько удачно в ней организованы процессы, как она воспринимается потребителями — отвечать на эти и многие другие вопросы предпринимателям нужны постоянно. Осознать положение в пространстве и времени можно с помощью «Честного знака».

«Наша компания подключилась к системе маркировки в 2023 году, и это был значительный шаг в развитии бизнес-аналитики», — говорит менеджер по эффективности информационных бизнес-систем Ehrmann Марат Альмяшев. По его словам, благодаря массиву данных с подробной детализацией компания получила возможность видеть все операции «по каждой торговой точке и по любому товару». Одним из главных преимуществ работы с системой Марат Альмяшев называет оперативность: «Если раньше мы получали эту информацию постфактум на переговорах, то сейчас можем самостоятельно ознакомиться с готовой статистикой и с ее учетом смело занимать полки разных супермаркетов».    

С такой оценкой согласен и Игорь Жуков, директор департамента оптовых продаж платформы для продавцов автотоваров «Бринэкс». Он подчеркивает, что «Честный знак» помог компании оперативно определить свою долю на рынке и увидеть спрос на разные виды товаров в разбивке по регионам. Важность такого рода аналитики Игорь Жуков объясняет спецификой каждого конкретного субъекта страны: «Структура спроса в РФ достаточно сильно различается: в одних регионах больше китайского автопрома, где-то пользуются большим спросом европейские или корейские модели, есть города, где продается больше внедорожников и так далее. К примеру, в Сибири, благодаря близости Китая, огромным спросом пользуются объемные колеса». Биг-дата же позволила «Бринэкс» оценить, насколько ассортимент представленных в регионе товаров этим трендам отвечает, говорит Жуков.

Быстро и безопасно менять маршрут

Грамотный анализ данных может способствовать качественному росту компаний. Даже ежедневное отслеживание всех бизнес-процессов не позволяет улавливать те тенденции, которые становятся хорошо заметны при обработке массивов информации. Возможность оценивать свою работу «в длинную» помогает в том числе в кризисы: например, благодаря ретроспективному взгляду компании с data-based-подходами лучше своих коллег справились с последствиями COVID-19.       

«Мы давно задумывались над тем, как “вырастить” наше предприятие, — рассказывает заместитель генерального директора по финансам компании “Курское молоко” Ольга Чаплыгина, — хотелось выйти с продуктом в другие регионы, а для этого нужно было изучить аналитику по целевым рынкам. В независимых исследованиях нас, как молодую компанию, часто не устраивала цена — она была достаточно высокой, а самостоятельно вести подобные расчеты очень сложно и энергозатратно». В итоге в компании решили попробовать использовать данные, собранные «Честным знаком». «Мы проанализировали все данные, полученные из системы, и приняли важные управленческие решения, которые помогут нашему бизнесу расти. Например, сейчас планируем выходить на новые географические рынки сбыта своей продукции», — заключает Ольга Чаплыгина.

Фото: Getty Images

Марат Альмяшев добавляет, что большие данные помогают принимать не только стратегические, но и тактические решения: «Если у кого-то из ретейлеров падает оборот по той или иной категории продуктов, мы приходим к нему с уже готовым решением: предлагаем скидки, акции или какие-то другие более подходящие товары». 

Избегать столкновения с астероидами

Важность прогнозирования в бизнесе сложно переоценить. Но если раньше предпринимателям приходилось опираться только на собранные ими же данные и «инсайды» с рынка, то благодаря биг-дате видеть будущее можно яснее и четче. При этом, как правило, одного только представления о том, что именно будет происходить, недостаточно. Например, весной 2022 года было ясно, что бренды продолжат уходить с российского рынка, но отследить, где и как при этом будут освобождаться ниши, без больших данных было крайне сложно. С ними же прогнозирование все больше походит на планирование, а не гадание.    

Технический директор IT-компании «Вебби» (специализируется на разработке ПО, в том числе в области предиктивной аналитики) Роман Демешенко подчеркивает, что спрос на data-based-решения сейчас растет — в первую очередь у крупных сетей ретейла. По собранным «Честным знаком» данным можно прогнозировать уровень прибыли компании, а также, например, планировать закупки и выстраивать более грамотную логистику.   

«Если ранее для распределения товаров по точкам мы использовали нашу собственную статистику, накопленную за несколько лет, то сегодня получаем более точные данные обо всех ситуациях на рынке практически в режиме реального времени. Это помогает быстро планировать и определять стратегию компании на будущий год», — отмечает Игорь Жуков. 

Собеседники «Сноба» говорят, что данными из системы маркировки активно пользуются маркетологи — при планировании рекламных кампаний. «Они запрашивают информацию из системы и по результатам могут скорректировать свои планы и оптимально распределить бюджет. Также система помогает видеть уровень эффективности рекламных акций, причем данные поступают практически в режиме реального времени. То есть стало проще отделять внешние факторы, влияющие на изменение активности покупателей, от результатов той или иной акции», — говорит Марат Альмяшев.  

Делать управление кораблем понятнее и проще

«Компании, использующие аналитику больших данных, как правило, сталкиваются с проблемой доступа к необходимой информации. Аналитики создают огромное количество отчетов и дашбордов — интерактивных аналитических панелей. В итоге конечный пользователь не всегда четко понимает, куда нужно зайти и где найти интересующую его информацию», — рассказывает директор международной компании-разработчика Easy Report Юрий Ефаров. 

Решением этой проблемы стало создание компанией Easy Report специального чат-бота для системы маркировки. Теперь аналитики системы просто пишут в специальный интерфейс, например: предоставь данные по такому-то сегменту рынка за такой-то период. Но бот понимает и более сложные запросы, сформулированные «по-человечески». Важно, что бот работает в закрытом периметре, то есть никакой информации за пределы системы не выходит. А вот работу аналитикам серьезно облегчает, рассказали в «Честном знаке». Данные теперь можно получить за одну минуту, раньше на это уходило 30–40 минут. Такое решение помогло находить интересные данные и цифры по рынкам для использования в аналитических отчетах и внешних коммуникациях. А значит, у «космического корабля» появляется «голосовое управление».

Автор: Ольга Обыденская

Обсудить на сайте