Лучшее за неделю
15 марта 2024 г., 12:43

Искусство на полях. Как Никола-Ленивец помогает молодым художникам найти себя

Читать на сайте

Деревня Никола-Ленивец уже двадцать лет является особым местом для современных художников и ценителей их творчества. Здесь возводит свои арт-объекты художник и идеолог места Николай Полисский, с 2006 года проходит фестиваль «Архстояние», работают арт-резиденции, кемпинги и кафе. Из небольшой деревни в три дома в Калужской области Никола-Ленивец превратился в огромный арт-парк (650 га), а на его территории появилось более 100 арт-объектов — некоторые стали частью ландшафта, остальные же переехали на другие территории.

Никола-Ленивец любит и умеет работать с мэтрами — известными художниками и архитекторами, среди которых Франсуа Рош (Франция), Александр Бродский (Россия), Адриан Гейзе (Голландия), бюро West 8 (Нидерланды), Manipulazione Internazionale (Россия), Юрий Григорян (Россия), Игорь Шелковский (Россия) и другие. Однако команда парка всегда уделяла внимание и начинающим авторам, давая им возможность заявить о себе  в пространстве, не ограниченном ни стенами, ни смыслами. «На самом деле, мы начали работать с молодыми авторами еще на первом “Архстоянии” в 2006 году, — вспоминает управляющий партнер парка и продюсер фестиваля Юлия Бычкова. — Реализовали проект “WC сидения”. Фестиваль начинал свою жизнь в открытом поле без всякой инфраструктуры. Известные авторы работали над созданием первых значимых арт-объектов, а молодые — участвовали в программе создания креативных туалетов. Получилось необычно и смешно».

Фото: Недорез Александр / пресс-служба арт-парка «Никола-Ленивец»

С тех пор Никола-Ленивец работает с начинающими авторами на регулярной основе — для этого даже стали проводить открытые конкурсы и запустили арт-резиденции. Эти инструменты используются попеременно: как правило, после открытых конкурсов наступает время резиденций. Команда парка выбирает участников с самыми интересными идеями и приглашает их пожить в парке, чтобы доработать свои проекты. Если после конкурса реализуется один победивший проект, то работы участников резиденции становятся базисом для дальнейших исследований или реализуются последовательно на протяжении нескольких лет. «Мне невероятно приятно, что к Никола-Ленивцу тянутся молодые авторы, — признается Николай Полисский. — Это значит, что проект живой и будет жить еще очень долго». 

Выбор талантов в несколько этапов

Первый открытый конкурс Никола-Ленивец провел в 2011 году перед «Архстоянием». Тогда на конкурс пришло более 300 заявок. Параллельно с этим команда фестиваля начала получать огромное количество просьб об участии в фестивале. Стало очевидно, что кураторы не в состоянии увидеть и охватить всех потенциальных авторов. Возник запрос, который нужно было удовлетворить — так Никола-Ленивец начал использовать конкурсные механики. 

Обычно опен-коллы проводятся дважды в год — перед «Архстоянием» и Масленицей. Так, на «Архстоянии-2018» практически все перформансы и инсталляции были подготовлены победителями конкурса, а на «Архстоянии-2021» появился объект «Непроходимая чаща» от Василисы Прокопчук и Евгения Брагина. «„Чаща“ победила в открытом конкурсе на инклюзивный арт-объект „Трудности перевода“. Это была действительно неожиданная и для ребят, и для нас победа, — рассказывает продюсер фестиваля Юлия Бычкова. — У них не было ни профессионального образования, ни серьезного портфолио, но они наиболее точно угадали суть конкурса и предложили лучший вариант. Их проект был реализован на площади 300 кв. м в парке и вошел в коллекцию, а реплика выставлялась на Красной площади в рамках выставки „Красный сад“». В среднем на каждый конкурс приходит от 200 до 300 заявок, из них 5–10% из других стран — и чаще всего это даже не Америка и Европа, а азиатские страны и страны Южной Америки.

Фото: Юхова Анна / пресс-служба арт-парка «Никола-Ленивец»

В конкурсе на Масленицу в 2022 году пошли еще дальше и ввели двухэтапную систему приема конкурсных работ. На первом — все желающие подавали заявки и регистрировались. На втором — для них провели онлайн-семинар, где команда Никола-Ленивца рассказала про все детали технического задания, но и объяснила, в чем отличие парка от других мест. После этого все участники смогли доработать и прислать конкурсные проекты. «Качество заявки зависит не только от таланта, но и от уровня погружения участников в контекст. Чем качественнее организован конкурс, чем большему количеству деталей уделено внимание, тем лучше те заявки, что мы получаем. В прошлые годы нам приходило много масленичных проектов, которые просто не будут гореть. Мы изменили подход, стали больше объяснять и общаться с участниками и на выходе получили столько хороших идей, что даже поставили некоторые в очередь. Так, в следующем, 2023 году на Масленицу сжигали проект “Четвертая стена” от студии “NOYD короткийметр”, который был в шорт-листе конкурса за год до этого», — говорит Иван Полисский, управляющий партнер арт-парка.

В этом году в парке также сожгут работу молодого автора, но не профессионального архитектора или художника, а местного жителя, Константина Фоминова — давнего соавтора Николая Полисского. Билетов на событие, как это часто бывает в Никола-Ленивце, уже нет, но за огненным перформансом можно будет следить онлайн.

Поиск искусства вдали от цивилизации

Арт-резиденции открылись в Никола-Ленивце в 2012 году. Тематически они охватывали различные области — от музыки и ландшафтного дизайна до архитектуры и нового медиаискусства. У каждого направления был свой куратор. «Это решение было абсолютно естественным для нас. Назрела потребность приглашать художников для более внимательного изучения территории, осознания себя, встреч с местными, поиска своей собственной творческой идеи. К тому моменту Никола-Ленивец уже оброс культурным ландшафтом, который требовал кропотливого изучения, созерцания, это была возможность диалога с творческими людьми», — поделился куратор «Архстояния» Антон Кочуркин. Приезжая в арт-парк, резиденты сталкиваются с уникальным сочетанием современного искусства и природы — в одном месте собраны произведения Дмитрия Гутова и Александра Бродского, Алексея Луки и Николая Полисского.

Фото: пресс-служба арт-парка «Никола-Ленивец»

В отличие от большинства резиденций, создаваемые в Никола-Ленивце произведения не исчезают со временем, а, как правило, остаются на территории арт-парка. Кроме того, эта резиденция почти не имеет городской фактуры. Парк находится в глуши, и те, кто приезжает сюда работать, окружены полями и лесами. Только в такой связи с местом, уверена команда Никола-Ленивца, возможно создать искусство, которое идеально «ляжет» на местный ландшафт. Среди участников арт-резиденции успели побывать джазовый авангардист Уилльям Паркер, голландская художница Вапке Феенстра и французский художник Ксавье Жуйо, а также авторы из Германии, Франции, Америки, Японии и даже из Филиппин.

Однако, по признанию Антона Кочуркина, несмотря на то что художников приглашали в парк многие годы, по-настоящему работа арт-резиденции была структурирована совсем недавно, в 2019 году. Тогда Никола-Ленивец объявил конкурс среди будущих участников и задал конкретную тему — «Лень». Подать заявку мог архитектор, художник, дизайнер, музыкант и любой другой творчески настроенный человек старше 18 лет. Достаточно было отправить на почту парка краткую автобиографию, портфолио и концепцию проекта. Участники резиденции (обычно от 3 до 12 человек в каждом потоке), прошедшие отбор жюри (основатели арт-парка «Никола-Ленивец», кураторы фестиваля «Архстояние» разных лет и приглашенные независимые эксперты), могли проживать на территории парка, знакомиться с коллекцией арт-объектов и анализировать ее, придумать и реализовать свой проект с использованием ресурсов парка (инструменты и оборудование), участвовать в публичных мероприятиях, а по итогам презентовать свой собственный проект. 

Фото: пресс-служба арт-парка «Никола-Ленивец»

Главная цель арт-резиденции, по словам организаторов, — создать площадку для творческого самовыражения. При этом резиденция не требует от художников моментально реализованных проектов по итогам пребывания. Ведь значимые для Никола-Ленивца проекты делаются долго. Скорее, участникам нужно «зарядиться» атмосферой парка и найти идею, которая может быть реализована только здесь. Форма не так важна — это может быть арт-объект, перформанс или инсталляция. 

«Во многом мы ступаем на ощупь, ведь творчество — это всегда что-то неизведанное. Но важно и критерии обозначить на берегу. В нашем случае — это связь с природой, конкретным местом. Все ребята, с которыми мы работаем, очень восприимчивы, мыслят широко и интересно и при этом не противоречат тому, что уже реализовано в парке. Важно помнить, что в искусстве было все, кроме тебя. Оглядись и добавь что-то свое, не нарушив гармонию», — советует Николай Полисский.

Проект «Дом-антресоль» 
Проект «Дом-антресоль»  Фото: пресс-служба арт-парка «Никола-Ленивец»

По словам Антона Кочуркина, одной из самых удачных находок резиденции 2019/2020 стал проект «Дом-антресоль» Алексея Луки. Художник приехал, чтобы сделать абстрактный арт-объект, но в процессе исследования территории и поиска идей понял, что хочет возвести дом. Позже он приезжал множество раз, чтобы принять участие в строительстве, а также собирать старые доски и наличники по соседним деревням, работать с убранством домика. В конце концов удалось создать дом-манифест, который является произведением искусства. 

Экономика работы с молодыми авторами

Участие в резиденции бесплатное, организаторы оплачивают молодым художникам трансфер, проживание, питание на территории парка и материалы, необходимые для создания макета или экспериментов с формой. Реализация самого объекта, созданного в рамках резиденции или выигравшего в конкурсе, — это уже расходы парка в рамках подготовки к фестивалю «Архстояние». Деньги поступают из бюджета Никола-Ленивца, в том числе из средств, вырученных от продажи билетов на события парка, а также от партнеров и спонсоров. Так, только за все время существования резиденции было реализовано около 50 проектов. «Конечно, гонорары молодых художников значительно меньше, чем у именитых, признанных мастеров. Но для того вечного искусства, что мы делаем в парке, это не так важно», — отмечает Юлия Бычкова.

Фото: пресс-служба арт-парка «Никола-Ленивец»

Что дает арт-парку «новая кровь»

Никола-Ленивец как площадку для творческого эксперимента невозможно представить без идей молодых авторов. «Никола-Ленивцу интересно работать с мэтрами современного искусства, архитектуры, и мы никогда не откажемся от этой прекрасной возможности, что у нас есть, — рассказывает Иван Полисский. — Тем не менее процесс появления все большего количества молодых авторов уже не остановить. Последнее время мы часто обращаемся к попытке понять, что такое искусство Никола-Ленивца. Очевидно, что сформировался определенный феномен места, но мы пока не можем его точно описать. Возможно, именно молодые художники, заряжаясь нашими идеями, играя с ними, смогут транслировать это дальше на другие пространства». Немаловажно и то, что получают молодые ребята от парка: от площадки для высказывания и возможности заявить о себе в профессиональном сообществе до реализации своих идей в большом масштабе. «Без „новой крови“ ничего не будет, — уверен Николай Полисский. — Главное, чтобы молодые авторы творили в расчете на будущее».

Что дальше

Арт-парк все больше заинтересован в развитии междисциплинарного подхода к любому проекту. Именно поэтому новые конкурсы будут направлены на то, чтобы молодые авторы объединялись в творческие команды. Например, конкурс к «Архстоянию-2024» предполагает, что над одним проектом могут работать специалисты из разных областей, а конкурс к «Архстоянию Детскому» — участники разных поколений.

Фото: Юхова Анна / пресс-служба арт-парка «Никола-Ленивец»

«Кроме того, нас интересует развитие образовательной программы, — рассказал Иван Полисский. — Мы уже делаем школу для тех, кто хочет развивать свою территорию и свои проекты с помощью культуры и искусства по технологии Никола-Ленивца. Если это помогло нам, то может помочь еще многим территориям».

Обсудить на сайте