5 современных российских книг об отношениях отцов и детей
Предыдущий роман Аси Володиной «Протагонист» был практически полностью построен на приеме ненадежного рассказчика. В центре повествования — смерть студента престижной Академии, герои — девять его знакомых, у каждого из которых своя версия случившегося. Логично, что именно Володина взялась за литературный ремейк сериала «Цикады», рассказывающего о жизни учеников элитной московской школы. Жизни благополучной, но только на первый взгляд: уже премьерный эпизод сериала начался с расследования убийства одной из героинь на вечеринке. В романе Володина сохраняет детективную интригу, но усложняет как драматургию сюжета, так и характеры многочисленных персонажей, чтобы наглядно показать — именно благодаря тому, насколько далеки друг от друга школьники, их родители и учителя, и происходит страшная подростковая трагедия.
Зоя — обычная женщина, чья судьба в какой-то момент начала утекать сквозь пальцы. Она хотела стать специалистом по искусству Возрождения — родители были против. Встретила любимого человека, но в итоге одна воспитывала дочь Ясю. И воспитала, кажется, полную себе противоположность. Яся точно знает, чего хочет: она геодезист, разрабатывает методы борьбы с оползнями, получает на это грант и уезжает в Австралию. Но никуда не исчезают тонкие нити, связывающие ее с домом и матерью. Книга Алисы Ханцис, вобравшая в себя элементы и производственного, и поколенческого, и даже криминального романа, в реальности оказывается историей о взаимоотношениях дочери и матери, в основе которых не травма, а любовь. Как и античные кариатиды, Зоя и Яся вынуждены на своих плечах держать весь небосвод, пока под ногами оползнем расползается земля.
«Голод. Нетолстый роман», Светлана Павлова
Голод — именно это чувство регулярно испытывает Лена. Ей 30 лет. У нее вполне рядовая жизнь: ипотека, нелюбимая работа, вялотекущий служебный роман, регулярные визиты к психотерапевту. Но есть и секрет: у Лены тяжелая травма, нанесенная в детстве матерью, а еще она страдает от булимии. Однажды Лена встречает мужчину, больного клептоманией. А дальше начинается история взаимного исцеления. Взявшись за тему расстройства пищевого поведения, Светлана Павлова работает одновременно с двумя культурными явлениями: воспитанным еще советским поколением культом еды и современными идеалами красоты, преследующими женщин, боящихся взглянуть на себя в зеркало. Лена разрывается между обоими стереотипами, но у нее есть шанс выкарабкаться.
«Кто-то плачет всю ночь за стеною», Александр Ермолаев
Что если бы сценарий «Доживем до понедельника» писался не в оттепельные шестидесятые, а в современной России? Возможно, получился бы такой же сборник коротких зарисовок о школьной жизни, как у Александра Ермолаева. Зарисовок отчасти ироничных, местами смешных, зачастую грустных и нередко жутковатых. Сюжет строится вокруг переезда молодого учителя Константина Федоровича в другой город. Его новые коллеги — люди с изъянами. Директриса нелепа, за глаза ее называют Кучей. Две учительницы математики ненавидят друг друга. Еще одна из героинь решает закрутить роман с бывшим учеником. Но, описывая неприглядные стороны человеческой жизни, Ермолаев одновременно каждого своего героя — и школьника, и учителя — превращает в многомерного персонажа, не испытать к которому симпатию в конечном итоге оказывается невозможно.
«Отец смотрит на запад», Екатерина Манойло
Дебютный роман Екатерины Манойло, который принес ей премию «Лицей», во многом биографичен. Манойло — дочь казаха и русской, она провела детство и юность в небольшом городе на границе с Казахстаном, и ее отношения с отцом не были идеальными. Похожая судьба и у героини романа Кати: в ней смешалась кровь двух народов, она живет на границе двух культур. Ее младший брат умирает в младенчестве, мать с головой окунается в религию и уходит из семьи, растворяется на просторах страны и отец-дальнобойщик, которому дочь постоянно напоминает о погибшем наследнике. Катю воспитывает жестокая тетка. Но, вырвавшись из родного села в Москву, девушка в какой-то момент оказывается вынуждена вернуться обратно — чтобы столкнуться с призраками прошлого, попасть в смертельную ловушку и наконец-то разобраться в отношениях с отцом, пусть и стоя рядом с его могилой.