Лучшее за неделю
19 марта 2024 г., 11:17

Илья Кутобой: Я создаю некий оазис, где можно передохнуть, чтобы двигаться дальше

Читать на сайте
Илья Кутобой
Илья Кутобой Фото: галерея современного искусства a—s—t—r—a

Недавно в галерее современного искусства a—s—t—r—a вы представили свою персональную выставку «Два оборота вокруг радуги». Свой стиль вы называете «тропическим примитивизмом». Что это такое?

Может быть, это то же самое, что и «примитивизм», только с ярко выраженными тропическими нотками? Решать зрителю. Думаю лучше рассказать, как именно он возник в моем творчестве. Последние 10 лет я работаю иллюстратором, а картины начал писать примерно три-четыре года назад. Мы тогда как раз вернулись из путешествия по островам Таиланда и Шри-Ланки. Началась пандемия, и слетели рабочие проекты, связанные с иллюстрацией, поэтому появилось больше свободного времени и импульс реализовать то, что откладывал, не успевал или просто боялся начать делать. Так и стали появляться мои первые работы, наполненные впечатлениями после всех этих тропических приключений, а в прошлом году я добрался и до Индии. Именно там возникла идея моей персональной выставки «Два оборота вокруг радуги». 

Тропики как состояние души — эскапизм или осознанный выбор?

Это осознанный выбор. Я испытываю сильную потребность в путешествиях по жарким странам, жизни на островах. Меня тянет туда, и я не вижу смысла этому сопротивляться, ведь зачастую, узнавая жизнь за границами привычного, мы еще больше раскрываем себя. Как упоминал выше, поездки в тропики сформировали основную почву для моего творчества. Хочется думать, что я создаю некий оазис, где можно передохнуть, чтобы двигаться дальше.  

Фото: галерея современного искусства a—s—t—r—a

Кажется, будто в своих работах вы вдохновляетесь Гогеном. Так ли это? Если да, что вы заимствуете из его творчества?

Если говорить о художниках того времени, то мне все-таки ближе Анри Руссо. Как и он,  живописью я стал заниматься самостоятельно уже в зрелом возрасте. В его работах мне особенно импонируют сюжетные линии и работа с цветом, но вдохновляюсь я, скорее, современными артистами. 

В целом вы работаете в жанре иллюстрации. Хотели бы вы когда-нибудь стать иллюстратором книг, например?

Как ни странно, работать книжным иллюстратором мне никогда не хотелось, хотя я и ценю хорошие книги. Возможно, сделать свой авторский проект, состоящий преимущественно из визуального наполнения и небольших блоков текста, было бы интересно. 

Какое место иллюстрация занимает в искусстве, как вам кажется? Кого из других российских и зарубежных художников-иллюстраторов вы хотели бы отметить?

Иллюстрация занимает стабильное и весомое место в искусстве уже много веков к ряду и вряд ли собирается сдавать свои позиции. Конечно, когда-то книги не валились на обычных людей с переполненных полок, далеко не каждый мог себе их позволить. Искусство в целом было менее доступно и более избирательно. Сейчас же в этом обилии всего и вся порой надо хорошенько покопаться, чтобы найти ту самую «жемчужину», но прекрасные, даже гениальные в своем оформлении книги существуют и по сей день. 

Фото: галерея современного искусства a—s—t—r—a

Наверное, сейчас мне сложно перечислить всех крутых художников-иллюстраторов, но все же выделю нескольких из них: Виктор Пивоваров, Родион Китаев, Мария Титова, Jesús Cisneros, Alessandro Martoz Martorelli, Josh Cochran.

Недавно вы запустили ряд интересных коллабораций с крупными брендами, включая Planta Rosa и Befree. Что это были за проекты? Что подобные коллаборации дают художникам и брендам?

Да, с Planta Rosa у нас вышел замечательный проект, в своем роде уникальный. Изначально ребята пригласили меня в свой шоурум для росписи стены, но затем у них возникла идея создать небольшую партию расписанных мною свитшотов. Каждая вещь была создана в единственном экземпляре со своим неповторимым рисунком. Роспись была выполнена красками по текстилю, и, несмотря на то что работа с такими материалами была для меня в новинку, результатом я остался очень доволен. 

С командой Befree меня свели ребята из иллюстраторского агентства Bang! Bang! Studio, с которыми я давно сотрудничаю. Если с Planta Rosa вышла суперлимитированная история, то в коллаборации с Befree был запущен более массовый тираж футболок с несколькими принтами моих работ. Футболки получились отличными по качеству и доступными по цене. Должен сказать, что работать с профессионалами всегда приятно, а команда Befree оказалась именно такой! Еще было непривычно, но интересно и весело сняться в рекламном ролике, посвященном коллаборациям Befree с разными художниками. 

Фото: галерея современного искусства a—s—t—r—a

На мой взгляд, подобное сотрудничество дает художнику возможность популяризировать свое творчество и попробовать себя в новом формате, а бренду — создать дискурс с современным искусством и, как следствие, привлечь к себе интерес со стороны еще большей аудитории.

Беседовала Александра Адаскина

Обсудить на сайте