Нестоличные премьеры: какие спектакли смотреть в Санкт-Петербурге, Воронеже, Перми и других городах
Санкт-Петербург
«Кабаре им. Мейерхольда»
Александринский театр
4, 5 апреля и 8 мая
Премьера проекта «7 ярус» о жизни Всеволода Мейерхольда на Малой сцене Основной сцены Александринского театра. Спектакль создавался на основе документальных свидетельств, беллетристики и воспоминаний о великом театральном реформаторе. На сцене вместе с ним «появляются» Станиславский, Немирович-Данченко, Чехов, Маяковский, Есенин, Шаляпин, Булгаков и другие современники. Режиссер Кирилл Люкевич рассказывает историю Мейерхольда от рождения до его трагической гибели с использованием масок, кукол и эксцентрических номеров. Создатели спектакля определяют его жанр как документальную сказку в свободном и смелом формате кабаре.
«Холопы»
Большой драматический театр
26, 27 и 28 апреля, 24, 25 и 26 мая
Ради этого спектакля стоит провести в театре четыре часа. Новая постановка Андрея Могучего «Холопы» на основной сцене БДТ показывает несколько дней из жизни дворянской семьи, живущей в Петербурге при дворе императора Павла I. Трагикомичная историческая хроника по мотивам одноименной пьесы драматурга Петра Гнедича раскрывает характер эпохи и драматизм судьбы типичных ее представителей.
«Палата №6»
Малый драматический театр — Театр Европы
5, 7, 14 и 25 мая
Режиссер Лев Додин готовит премьеру по одному из самых востребованных в последние годы произведений Антона Чехова «Палата №6» — это название сегодня можно встретить в афишах многих российских театров. МДТ пока не раскрывал подробностей постановки, но она точно обещает быть интересной.
«Недоросль»
Театр имени Ленсовета
25 и 26 мая, 2 и 21 июня
На Большой сцене Театра имени Ленсовета пройдет премьера Романа Кочержевского по самому известному произведению Дениса Фонвизина. Режиссер уверен, что комедия о дворянах XVIII века и по сей день остается актуальной. В новом спектакле он размышляет о философии счастья и путях, которыми люди идут к нему.
«Чехов. Хочется жить!»
Театр имени Ленсовета
29 и 30 июня
Еще одна премьера на Большой сцене Театра имени Ленсовета — новый спектакль Анджея Бубеня по рассказам Антона Чехова. «Его тексты жизненно необходимы нам как лекарство от беспомощности, безнадежности и безысходности, — говорит режиссер. — Взгляд на самих себя через призму чеховского юмора помогает сопротивляться глупости, грубости и душевному мраку. Именно поэтому мы начали работу над спектаклем». Постановка предлагает зрителям вступить в диалог с автором и поговорить о ничтожности и величии Человека, о бесконечной надежде на счастье и о самих себе.
«Воскресение»
Театр «Приют комедианта»
11 и 12 апреля, 29 мая
Семен Серзин ставит спектакль по роману Льва Толстого «Воскресение» — о сломанных судьбах, любви человека к человеку и изъянах общества. Режиссер выступил соавтором костюмов вместе с Еленой Сорочайкиной. Роль Кораблевой исполнит актриса Роза Хайруллина. За последние полгода это уже третья постановка истории Катюши Масловой в театрах Санкт-Петербурга, не так давно свои версии представили Александринский театр и Театр имени Ленсовета.
«Лермонтов. Я к вам пишу»
Театр «Приют комедианта»
13 апреля, 20 мая
Премьера к 210-летию Михаила Лермонтова. Олег Погудин, сценарист и режиссер постановки, размышляет о том, насколько понят и прочитан великий русский писатель. История по стихам, прозе и письмам Лермонтова, Пушкина, Смирновой-Россет, Ростопчиной и императора Николая I будет рассказана через музыку. В спектакле звучат 19 романсов на слова поэта — произведения композиторов, обращавшихся к творчеству Лермонтова: от Александра Варламова до Арама Хачатуряна.
Нижний Новгород
«Зойкина квартира»
Нижегородский театр драмы
26 апреля
Новая версия спектакля «Зойкина квартира», который шел в театре 20 лет. Авторскую редакцию пьесы Михаила Булгакова представит Александр Марин. «Сегодня, на мой взгляд, для этой булгаковской пьесы момент самый подходящий, — говорит режиссер. — Идет исторический слом во всем мире, и мы не просто свидетели этого процесса… Граница понимания его проходит через каждого человека! Сейчас тоже нет прямого ответа на вопрос, что случится с нами завтра. И в этой неопределенности люди ведут себя по-разному… И то, как пытается уйти от этой неопределенности и вернуть прежнюю жизнь Зоя, желая уехать и не понимая, что ничего все равно не изменится, роднит пьесу с нами».
Пермь
Стравинский, «Похождения повесы»
Пермский театр оперы и балета
18 и 19 мая, 22 и 23 июня
Музыку Игоря Стравинского в Перми представит знаток музыки XX и XXI века, дирижер Федор Леднев. Вместе с ним над постановкой работает художественный руководитель новосибирского театра «Красный факел», режиссер Андрей Прикотенко. Для него, одного из ведущих постановщиков российской драматической сцены, этот спектакль станет дебютом в жанре оперы. «Похождения повесы» — единственная большая опера Стравинского, многоактное сочинение с речитативами, ариями и ансамблями. Композитор написал ее, вдохновившись одноименной серией гравюр Уильяма Хогарта, английского мастера эпохи Просвещения. Майские показы спектакля Пермской оперы названы предпремьерными. Официальная премьера состоится в рамках Дягилевского фестиваля в июне.
Дюсапен, Passion
Дягилевский фестиваль
20–29 июня
В основе сюжета постановки Паскаля Дюсапена лежит миф об Орфее и Эвридике. Впервые опера Passion прозвучит в России на Дягилевском фестивале. Произведение одного из самых успешных современных композиторов Франции представят оркестр и хор musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, режиссер Анна Гусева, а также танцевальная труппа musicAeterna Dance.
Моцарт, «Волшебная флейта»
Дягилевский фестиваль
20–29 июня
Новое прочтение одной из самых мелодичных и светлых моцартовских партитур готовят музыканты musicAeterna под управлением дирижера Евгения Воробьева. Режиссером выступит Нина Воробьева. Как и для премьеры оперы Дюсапена, Теодор Курентзис предложил работу над спектаклем постановщику нового поколения. «Мы приглашаем молодых авторов, которые готовы исследовать области непонятного, наполнить их энергией и преобразить, — говорит художественный руководитель Дягилевского фестиваля. — Те художники, творчество которых сейчас признано каноном, в свое время тоже входили на эти неизвестные территории. Так, опираясь на крепкий фундамент и ценности мировой культуры, мы идем дальше».
«Коридор»
Пермский Театр-Театр
26–28 апреля, 23 мая, 6 июня
Премьера Дмитрия Волкострелова пройдет на малой сцене Театра-Театра — в «Сцене-Молот». Режиссер исследует феномен коридора и предлагает зрителям дважды посмотреть один и тот же спектакль: находясь в самом коридоре и за его пределами. Увидеть театрально-продуманную сторону жизни и понаблюдать за созданием этой самой жизни, живым актерским «закулисьем».
Екатеринбург
«Сказки Перро»
Урал Опера Балет
5–7 апреля, 24 и 26 мая, 1 и 2 июня
Первый проект Максима Петрова на посту художественного руководителя Урал Балета. Музыку для нового спектакля театр заказал трем авторам: Настасье Хрущевой, Алексею Боловленкову и Дмитрию Мазурову. Дирижер-постановщик премьеры — Павел Клиничев. «Слово “сказки” не должно обманывать: Шарль Перро писал не для малышей, просто в сказочной форме можно точнее говорить о нас самих, живых людях, — рассказывает хореограф. — В этих сказках иногда происходят жестокие вещи, мы знаем приглаженные переводы. В нашем балете не будет кошмаров, буквального пересказа тоже не будет, это фантазия по мотивам Перро».
«Графит»
Урал Опера Балет
8–9 июня
Хореограф Антон Пимонов и композитор Владимир Горлинский готовят новый проект. Премьера балета состоится 19 апреля в Москве на площадке Дома культуры «ГЭС‐2», в открытом пространстве Проспекта, так что зритель сможет увидеть его с четырех сторон и сверху. Затем спектакль покажут на сцене Урал Оперы. В своем спектакле постановщики раскроют идею хрупкости и структурности, перехода уязвимости в силу, заложенную в графите. В Екатеринбурге премьера войдет в программу вместе с новым балетом хореографа Игоря Булыцына «Птицы».
Воронеж
Никитинский театр
«Бойня № 5»
18 и 19 мая
Во второй половине мая в Никитинском театре Артем Устинов выпустит спектакль по автобиографическому роману Курта Воннегута «Бойня №5». Работа над премьерой началась в марте, поэтому пока о нем известно совсем немного. Это будет сочинительский спектакль, который режиссер создает совместно с актерами театра. Ирония Воннегута соединится в нем с личными вопросами постановочной команды.
«Черная курица»
Воронежский ТЮЗ
6, 7 и 27 апреля
На Большой сцене Воронежского ТЮЗа ставят «Черную курицу» Антония Погорельского, мистическую историю о реальном мире и подземном царстве, трудном драматическом взрослении, о поиске своего места в жизни и своего взгляда на мир. Режиссер Алина Кушим и артисты театра ищут ответы на вопросы: «Куда уйти от серой мрачной обыденности? Есть ли жизнь после предательства? Как пережить жизненные ошибки и вырасти над собой? Что такое настоящая дружба и насколько она важна в жизни человека?» и многие другие. Искать ответы вместе с ними постановщики предлагают зрителю.
Horses
Воронежский камерный театр
4 и 26 апреля, 10 мая
Танцевальный спектакль-аллегория о многоликом, разнородном современном обществе. Постановку готовят хореографы Александра Столярова и Любовь Савчук. «Принадлежность к единому народу предполагает наличие определенных исторических, культурных и практических связей, — объясняет Савчук. — В Horses мы хотим вскрыть эти связи, произнести их и избавиться от их безусловного давления и влияния. Мы хотим понять причины, при которых одни межличностные связи имеют бóльшую силу и влияние, а другие в это же время остаются хрупкими и непризнанными».
Новосибирск
«Корсар»
НОВАТ
18, 19 и 20 апреля, 15 июня
Солист петербургского Михайловского театра Александр Омар готовит в Новосибирске премьеру балета «Корсар». Его редакции хореографии Жюля Перро и Мариуса Петипа постановочная команда добавит динамики и зрелищности: сценическое действие будет дополнено видеопроекцией и спецэффектами. Музыкальный руководитель и дирижер постановки — Карен Дургарян. Знаменитую сценографию яркого театрального художника Валерия Левенталя на сцене НОВАТа возрождает Вячеслав Окунев.
«Магда»
Театр «Старый дом»
5–7 апреля
Спектакль выпускника Школы-студии МХАТ Юрия Квятковского по пьесе Майкла Ардитти, основанной на исторических событиях гитлеровской Германии и крушении Третьего рейха. История главной героини перекликается с мифом о Медее, гордой и страстной женщине, царевне и жрице, убившей своих детей в отместку за измену мужа. Постановка ставит перед зрителем вопросы о возможности существования абсолютного зла и его воплощении в людях, некогда возомнивших себя богами.
Подготовила Ольга Богданова