Лучшее за неделю
Денис Бояринов
10 апреля 2024 г., 10:45

Таежные звезды эстрады

Читать на сайте
Джазовый ансамбль из Ленинграда выступает на фестивале «Огни магистрали», поселок Чара, 1980 год
Джазовый ансамбль из Ленинграда выступает на фестивале «Огни магистрали», поселок Чара, 1980 год Фото: Григорий Калачьян / ТАСС

В Советском Союзе было много масштабных строек, но даже на их фоне прокладка Байкало-Амурской магистрали стала грандиозным сверхпроектом, реализовали который во многом молодые люди. Леонид Брежнев объявил БАМ «важнейшей стройкой пятилетки», подчеркнув, что в ней примут участие все союзные республики, но «…в первую очередь молодежь». Комсомол тут же ответил «есть!», и 27 апреля 1974 года на строительство БАМа отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени XVII съезда ВЛКСМ.

Хотя на БАМе работали не только комсомольцы (студенты и аспиранты вузов), но и опытные строители-профессионалы, и солдаты Железнодорожных войск, магистраль прокладывалась преимущественно руками молодых: свыше двух третей «бамовцев» были младше тридцати. Со всего Советского Союза в таежные палаточные лагеря и рабочие поселки, расположенные в зоне вечной мерзлоты, устремились десятки тысяч юношей и девушек. Всего на стройках БАМа побывало около полумиллиона трудовых мигрантов. Многие из них, отработав смену, оседали в свежепостроенных городах (Тында, Северобайкальск, Февральск и другие), создавали там семьи и рожали «детей БАМа».

Энтузиазм среди бамовцев поддерживался системой стимулов, созданных государством, причем не только материальных (высокие зарплаты, ваучеры на покупку вожделенного автомобиля и щедрое изобилие продуктов в магазинах), но и — в первую очередь — идеологических. В советской культуре БАМ подавался как образцовая всенародная стройка, которая должна не просто решить труднейшую инженерную проблему, но создать коммунистическую утопию: вдохнуть новую жизнь в суровые края и извлечь из них несметные богатства для государства. Вот ради чего бамовцы призваны были, борясь с природой, идти на ежедневные трудовые рекорды и подвиги. Об этом писались статьи, стихи, пьесы и романы, снимались телевизионные программы и кинофильмы, сочинялись хоровые кантаты и эстрадные песни. Причем последние, кажется, были эффективнее прочих жанров — фактически они выполнили свое предназначение и смогли пережить историческую эпоху: их помнят и по сей день. Если почитать воспоминания строителей БАМа, то экстремальные холода и трудные бытовые условия в них играют не главную роль; ключевой мотив этих мемуаров — образ утерянного социалистического рая, и не последнюю роль в его создании сыграли песни про БАМ, полные романтики покорения фронтира и торжества человеческого духа.

Часть статьи не может быть отображена, пожалуйста, откройте полную версию статьи.

Песни о комсомольских стройках и конкретно о БАМе — отдельный субжанр советской эстрады. В нем отметились практически все ее авторитеты: от Дмитрия Покрасса — автора легендарных маршей Гражданской и Великой Отечественной, и плодовитого лауреата Сталинской премии Серафима Туликова — до проводника зарубежных трендов Давида Тухманова и виртуоза задушевного минора Владимира Шаинского. Но, пожалуй, образцовые песни о свершениях комсомольцев, и сейчас обжигающие бесшабашностью и романтизмом, сочинял семейный тандем — композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов. Але Пахмутовой, проявившей музыкальный талант с детства, прочили блестящую карьеру в академической музыке. Николай Добронравов собирался стать актером и даже успел сыграть в кино и театре. Будущие супруги и соавторы познакомились в 1956-м в детской редакции Всесоюзного радио и начали совместное творчество с песен для пионеров, а продолжили шлягерами для комсомольцев.

Первый успех всесоюзного масштаба пришел к ним после песенного цикла «Таежные звезды». Он был написан после командировки в Восточную Сибирь по заказу комсомольской организации. Пахмутова и Добронравов воспевали молодых строителей сибирских городов и ГЭС, показывая их вдохновенными искателями приключений и бескорыстными романтиками. Похожая вольная атмосфера и частная, проникновенная интонация были у бардов, бежавших от советского официоза в горы и леса. Пахмутова и Добронравов даже сочиняли песни схожим методом — хоть и не под гитару у костра, но отправляясь в поездки по стране и знакомясь с людьми разных профессий. Довелось побывать паре и на БАМе: ему музыканты посвятили несколько сочинений, в которых акцент перенесен с исполнения гражданского долга на волнение молодых людей, отправляющихся в неизведанное: «Старый мотив железных дорог, вечная молодость рельсовых строк… Кажется, будто вся жизнь впереди — не ошибись, выбирая пути!»

Слева: Участники ВИА «Багульник», поселок Могот, 1977 год / Справа: Певица Роза Рымбаева выступает на фестивале «Огни магистрали», 1986 год
Слева: Участники ВИА «Багульник», поселок Могот, 1977 год / Справа: Певица Роза Рымбаева выступает на фестивале «Огни магистрали», 1986 год Фото: Виктор Мариковский / ТАСС / Владимир Саяпин / ТАСС

В эталонной песне про энтузиазм строителей БАМа, сочиненной тандемом, знаменитая аббревиатура даже не звучит (кстати, это был распространенный прием у советских авторов — звучность слога «БАМ», напоминавшего одновременно набатный звон и индустриальный гул, часто обыгрывали в стихах и музыке). Гимн «Яростный стройотряд» был написан Пахмутовой и Добронравовым для фильма «Моя любовь на третьем курсе», в котором показан конфликт двух лидеров в студенческой строительной бригаде — бескомпромиссного идеалиста и расчетливого прагматика. Эту молодежную драму, снятую студией «Казахфильм», нельзя отнести к шедеврам советского кино. Согласно ироничному комментарию исполнителя песни, первопроходца русского рока Александра Градского, фильм не смотрели ни он сам, ни Александра Пахмутова. Тем не менее «Яростный стройотряд» (вместе с «товаркой» этой песни, лирической балладой «Как молоды мы были») стал визитной карточкой певца на советском ТВ: в фильме-концерте Градского исполнение этой песни было проиллюстрировано фотохроникой строительства БАМа. Она же дала певцу пропуск на студию звукозаписи фирмы «Мелодия», где впоследствии ему удалось записать несколько своих концептуальных рок-альбомов. «Яростный стройотряд» и сейчас впечатляет сочетанием галопирующего ритма, ликующего симфонического звучания и рок-н-ролльного драйва в вокале, изумительно передавая истовую одержимость и романтический максимализм молодых строителей, хотя Градский и замечал все с тем же сарказмом, что пыл и надрыв его были адресованы не комсомольцам-романтикам, а удалым ребятам, которые едут в сибирскую стужу зарабатывать деньги.

Во время активной фазы строительства БАМа, длившейся десять лет — с 74-го по 84-й, песни о магистрали были обязательным атрибутом концертных и телевизионных программ. Их исполняли многочисленные хоры, а также большие голоса — от оперных мастеров Александра Ведерникова и Александра Розума до королевы частушки Марии Мордасовой или звезд эстрады Эдуарда Хиля и Иосифа Кобзона. Однако наибольшую популярность они получили в версиях артистов, близких и понятных 20-летним бамовцам — вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), которые, как могли, заменяли жителям СССР западные поп- и рок-группы. Как правило, в ВИА собирались опытные музыканты с джазовым или даже «подпольным» рок-н-ролльным прошлым, которые хотели иметь возможность официально заниматься творчеством, выступать и зарабатывать деньги. Для этого приходилось идти на компромиссы и записывать песни членов Союза композиторов на одобряемые властью сюжеты; но оставалось место и для самовыражения, а также возможности продемонстрировать свой опыт, мастерство и посвященность в западную поп-культуру — даже в песнях о БАМе.

Первооткрывателем этой темы среди ВИА стал ансамбль «Самоцветы» под управлением выпускника Московской консерватории Юрия Маликова (позже — отца поп-певца Дмитрия Маликова). Ему удалось, как бы сейчас сказали, ухватить тренд незадолго до его появления. Уже на дебютном лонгплее ансамбля была песня «Мой адрес — Советский Союз», сочиненная Давидом Тухмановым. Ее иногда ошибочно принимают за посвященную БАМу из-за быстрого ритма, имитирующего стук колес поезда, и пафоса советского наднационального проекта, который окружал строительство магистрали. «Самоцветы» стали выразителями этого пафоса на официальной эстраде: гастролируя по просторам СССР и исполняя в одной программе «Мой адрес — Советский Союз», хит о Крайнем Севере «Увезу тебя я в тундру» и песни на украинском языке, они растушевывали границы между союзными республиками и национальностями. Строительство БАМа стало одной из вершин советского наднационального проекта: палаточные лагеря и рабочие городки, выросшие вдоль магистрали, были плавильным котлом, где перемешивались приезжие из разных уголков страны и выкристаллизовывалась общесоветская идентичность. Вполне логично, что «Самоцветы» не смогли пройти мимо этой темы и, будучи уже весьма популярным коллективом, первыми среди ВИА записали миньон с двумя песнями про БАМ — «Если сердцем молод» и «Строим БАМ». Под быстрый танцевальный ритм, кабацкое фортепиано, дерзкие рулады духовых и озорные «ла-ла-ла» «Самоцветы» призывали резать рельсами тайгу и возводить новые города. «Я сегодня там, где метет пурга, Я сегодня там, где поет тайга. Я сегодня там, где друзья близки, нет причины для тоски!» В их версии сюжет о покорении вечной мерзлоты и непроходимой тайги приобрел характер дружеского застолья в ресторане.

Концерт на БАМе, 1984 год
Концерт на БАМе, 1984 год Фото: Игорь Михалев / РИА Новости

Эстафету у «Самоцветов» подхватил ансамбль «Пламя», основанный бывшими участниками «Самоцветов», ушедшими от Юрия Маликова. На их дебютном миньоне, выпущенном в 1976-м, тоже было две песни о БАМе — «Дорога дальняя» Арно Бабаджаняна и «Сердце горячим останется» Владимира Шаинского. Они выполнены в схожей камуфляжной технике: за фасадом романтических текстов о преодолении себя и покорении природы скрывались драйвовый фанковый бас и джазовые сбивки ритм-секции. Позже песни про БАМ ввели в свой репертуар московские суперзвезды «Веселые ребята», их ленинградские конкуренты «Голубые гитары», челябинский «Ариэль», «Лейся, песня» (ансамбль, которым руководил тогда Михаил Шуфутинский), белорусские «Верасы» и всесоюзный хитмейкер Юрий Антонов. Многим из этих музыкантов довелось исполнять свои песни непосредственно перед «бамовцами». В 1976 году в Тынде, признанной «столицей БАМа», стал проводиться фестиваль «Огни магистрали», на который съезжались именитые гости из центра: звезды эстрады, кино и театра, включая Краснознаменный ансамбль песни и пляски имени Александрова и труппу театра «Современник» во главе с Олегом Табаковым. Иосиф Кобзон пел в Тынде так часто, что ему дали звание почетного гражданина города, а сама Тында на десятилетие, пока шло активное строительство, стала «крайней точкой Москвы», как пели в одноименной песне «Голубые гитары».

Самым необычным гостем, который посетил БАМ и воспел ему оду, стал американец Дин Рид. Не сумевший сделать карьеру в Лос-Анджелесе, этот певец и актер разочаровался в американском обществе и уехал в Южную Америку, где его очень любили. В Аргентине, Чили, Перу и Венесуэле он был невероятно популярен — Дин Рид выступал с гастролями, снимался в кино и на телевидении. Его называли Красным Элвисом за то, что он, увлекшись идеями социализма, стал критиковать политику США и пропагандировать всеобщее братство трудящихся. Он даже пострадал за свою публичную позицию и немного посидел в тюрьме, когда режим поменялся и к власти в Аргентине, где он жил, пришли правые. После этого Дин Рид перебрался в Италию, где снимался в спагетти-вестернах, а затем в Восточную Германию, где продолжил записывать диски, играть в фильмах про ковбоев и индейцев и выступать с критикой американского правительства. Перебравшись в Европу, Рид стал приезжать в Советский Союз. Его очень тепло встречали официальные лица, называли «борцом за мир» и «настоящим голосом Америки», а обычные люди обожали его за зажигательные песни, непохожие на советскую эстраду (у барда был обширный репертуар: помимо его собственных песен там были кантри и рок-н-роллы, поп-баллады, протестный фолк и хиты The Beatles), за харизму кинозвезды и широкую «американскую» улыбку. В один из своих визитов в СССР Дин Рид посетил Тынду, приняв участие в фестивале самодеятельной патриотической песни. По воспоминаниям очевидцев, у посадочной полосы американца встречали несколько тысяч человек — немалая часть города (население «столицы БАМа» тогда составляло около полусотни тысяч человек). На его выступление в Дом культуры «Юность», где проходили фестивали и выступления заезжих звезд, не смогли попасть все желающие. В путешествии по БАМу певца сопровождала съемочная группа из Москвы, которая делала фильм о его поездке и встречах с бамовцами. Этот проект не был завершен, но некоторые съемки сохранились — их можно увидеть в фильмах-концертах Дина Рида, которые охотно снимало и показывало советское телевидение. В одном из таких «клипов» Красный Элвис исполняет традиционный госпел This Train, который пели и Луи Армстронг, и Боб Марли, в сцене, напоминающей спагетти-вестерн: он идет с гитарой по крыше движущегося поезда, продвигающегося вдоль бескрайней тайги — американский ковбой, которого неведомой силой занесло во глубину сибирских руд. «Песня “Этот поезд”. “В этом поезде нет лжецов и обманщиков. В этом поезде мы мчимся навстречу счастью”», — торжественно произносит за кадром советский диктор, переводя первую строчку текста.

Певец Дин Рид во время визита в СССР, Улан-Удэ, 1979 год
Певец Дин Рид во время визита в СССР, Улан-Удэ, 1979 год ФОТО: Владимир Матвиевский / ТАСС

После поездки Дин Рид написал о БАМе собственную песню — в ее припеве девять раз повторяется ликующий выкрик «BAM!»: «BAM! Far as the eye can see. BAM! Built for you and me. BAM! People can be free!». Возможно, сам того не подозревая, американский бард повторил схему, ранее использованную в песне «БАМ» поэтом Михаилом Вершининым и мастером военных маршей Дмитрием Покрассом, только у них в припеве торжествующий «БАМ!» звучит 20 раз. Стилистически, исторически эти песни принадлежат совершенно разным мирам и эпохам, но их объединяет раскаленная вера в технический прогресс и обретение пути к счастью для всего человечества. В наше время вера эта скорее кажется наивной и смешной, но почему-то, слушая песни о БАМе и вспоминая его историю, сложно не испытать укол грусти при мысли о том, что мы свернули с этой магистрали — и, кажется, навсегда.

105-й номер «Сноба» продается в интернет-магазинах Ozon и Wildberries, а также в «Азбуке вкуса», «Глобус Гурмэ», Spar и других сетях. Полистать журнал или забрать с собой можно на Хлебозаводе, в Sartoria Lamberti, Палатах Толстого и арт-магазине CUBE.

Обсудить на сайте