Лучшее за неделю
10 апреля 2024 г., 11:24

Выбор «Сноба»: пять выставок в Cube.Moscow — о поисках лестницы в небо, грани реальности и вымысла и бесконечной петле времени

Читать на сайте

Настя Миро и Всеволод Саплин, «Новый день»

Kupol Gallery

Настя Миро и Всеволод Саплин, выставка «Новый день»
Настя Миро и Всеволод Саплин, выставка «Новый день» Фото: Kupol Gallery

Это не первый проект художницы Насти Миро, подготовленный совместно с мужем, тоже художником, Севой Саплиным. В прошлом году дуэт придумал «Долгую счастливую ночь». Она родилась по следам поездки пары в самое холодное место России, почти полностью лишенный жизни поселок Диксон. В новую же экспозицию вошли выцветшие от аномально минусовой температуры фото, найденные художниками в заброшенном Доме культуры в Диксоне. А еще — живопись Миро и фрагменты видеосъемок из той поездки. Но теперь эта серия предстает в новом ключе: после долгого сна рано или поздно наступает пробуждение, зима сменяется весной, а вдали темного туннеля маячит свет. 

Это выставка-цикл, поэтому и развеска задумана как «временная петля». Заходя в галерею и начиная осмотр с прозрачных боксов со снимками, зритель начинает свое путешествие с застывшего вне времени и пространства Диксона. Но там, где Миро вписывает несуществующую зелень, виднеющуюся из навсегда заледеневших окон, вступает в игру краткий миг цвета и тепла в абстракции Саплина. Она, в свою очередь, вновь погружается в морозный анабиоз, плавно переходя из видеоарта к воспоминаниям о Диксоне — и «Новый день» начинается заново, не имея конца. 

Коллективная выставка «Функция. Аффект»

PA Gallery

Выставка «Функция. Аффект»
Выставка «Функция. Аффект» Фото: PA Gallery

Как признаются основательницы галереи Надежда Аванесова и Елена Паршина, «Функция. Аффект» — спин-офф прошедшей в прошлом году выставки «Функция». Тогда художники — участники проекта исследовали функциональность техник и методов совриска. Теперь авторы поговорят о том, какой эффект (или аффект) производят способы создания произведения, а также выбор цвета и формы. В глаза бросается красный цвет — он противоречив, и в этом его прелесть. Говорящий про любовь и страсть, про агрессию и гнев, про богатство и благополучие, красный проник в культуры всего мира и сегодня продолжает влиять на человеческое восприятие. К нему обращается и Андрей Волков, смешивая его с желтым и добавляя искристости, и Алиса Горелова, привлекая оттенок к теме телесности и нестабильных чувств между людьми. 

И конечно, в красном есть место как созиданию, так и разрушению, о котором рассуждают авторы в другой половине экспозиции. Это Анна Казьмина, превратившая винтажный китайский фарфор в совершенно новый объект, или Андрей Сяйлев, заставивший человеческое лицо застыть с помощью химической реакции на шерстяной балаклаве. И тот, и другой объекты лишились своего первоначального облика и были разрушены, чтобы возродиться в новом амплуа. Но для кого-то разрушение покажется финальной стадией жизни объекта — и это уже совсем другая история.

Иван Симонов, «Дурачок»

Syntax Gallery

Иван Симонов, выставка «Дурачок»
Иван Симонов, выставка «Дурачок» Фото: Syntax Gallery

Те, кто ценит не только современное искусство, но и русский рок, скорее всего, вспомнят песню Егора Летова «Про дурачка», едва познакомившись с выставкой. Изначально она называлась «Ходит дурачок», как и поется в первых строках хита 1990 года. Но Ваня Симонов решил абстрагироваться от нарратива и текста песни и назвал свою выставку просто «Дурачок». Основная мысль проекта — рассуждение о маленьком человеке, ищущем свое место в мире.

Родившись без козырей (читай: связей и благосклонностей свыше), неназванный герой, в котором многие могут узнать себя, надеется на бога, но и сам старается не плошать, прорезая свой путь в мире высокой конкуренции «покупных» и «продажных». Ваня не только создает актуальное искусство, но и чувствует, как «продать» его массовому зрителю. Экспозиция полнится объектами, которые вполне могут получить эффект фотозоны: например, арт-зеркало с надписью «Да и ты не подарок» наверняка в ближайшее время разлетится по соцсетям инфлюенсеров.

Коллективная выставка «Грезы»

Галерея «Небеса»

Выставка «Грезы»
Выставка «Грезы» Фото: галерея «Небеса»

Галерея «Небеса» уже представляла проект «Грезы», но теперь подготовила своего рода сиквел выставки. Художники делятся своими снами. Кто-то ищет в них потаенные смыслы, другие — черпают творческое вдохновение, третьи — пытаются их объяснить. Идея куратора Романа Куценко заключается в том, чтобы осознать, насколько на самом деле фантазия и реальность размыты и как легко перейти из одного состояния в другое. А зачастую сделать это даже приятно. Первый выпуск «Грез» объединял работы девяти авторов, во втором их всего семь.

Из прошлого состава остались только Наталья Попова, Кирилл Клоков и Аня Кабирова. Последняя работает с арома-искусством, создавая «запахи снов». Аня Кабирова представила аромат собственного сновидения, но без названия или описания — зритель должен представить себе его сюжет сам. Многие работы заточены на поиск ассоциаций: например, инсталляция Натальи Поповой «Орган внимания» во многом напоминает связку рыб после удачного улова, часть которых вырвалась из сетей и парит по всему пространству галереи. Кто сказал, что рыбы не летают?

Антон Куприянов, «Тут недалеко»

Галерея «Триптих»

Антон Куприянов, выставка «Тут недалеко»
Антон Куприянов, выставка «Тут недалеко» Фото: галерея «Триптих»

Привычный пейзаж спального района быстро надоедает, и человеку хочется сменить обстановку. Но, сделав это, он начинает испытывать светлую тоску и возвращаться на прежнее место — прогуляться или по делам. Выставка Антона Куприянова рассказывает о том, как мы неосознанно влюбляемся в окружающую нас среду, даже если в какой-то момент нам хочется из нее сбежать. Его работы посвящены молчаливой эстетике российских глубинок. Художник и сам родом из небольшого городка в Сибири — Тара. 

Экспозиция полностью повторяет типичную российскую автобусную остановку. Свежеокрашенная лавка, расклеенные объявления о сдаче и съеме квартиры, поиске работы или знакомств, и подозрительный тип в толстовке с капюшоном. Это одновременно и жуткое зрелище и что-то очень родное, даже романтичное. 

На деле мутного вида парень может оказаться совсем не страшным — просто нелюдимым. Может, из-за ментальных проблем, на которые мало кто обращает внимание? Партнер проекта «Антон тут рядом» как раз информирует людей об аутизме и оказывает помощь людям с этим заболеванием. Часть выручки с продаж работ Антона Куприянова пойдет в поддержку фонда.

Автор: Тамара Лорка

Обсудить на сайте