Лучшее за неделю
15 апреля 2024 г., 17:45

Локальное потепление. Как в СССР пришла оттепель и что она изменила

Читать на сайте
Кадр из фильма «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»)
Кадр из фильма «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») Фото: Киностудия им. М. Горького

Широкое окно открыто — и в огромную комнату потоком хлынул свежий воздух. Мужчина, делающий первые шаги после долгой болезни, выходит на балкон. Вместе с ним — женщина. Свободная ото льда весенняя Нева несет свои воды, в них отражается синее небо, набережная, дворцы… Свежесть, счастье, чистота.

Так заканчивается фильм Фридриха Эрмлера «Неоконченная повесть», вышедший в советский прокат в конце 1955 года. Эрмлер, лауреат четырех Сталинских премий, большой партийный (оба эпитета здесь важны) художник, ставит фильм, пытаясь угадать настроение времени. Инженер-кораблестроитель (Сергей Бондарчук) получил травму, и врачи говорят, что он никогда не будет ходить. Но в его выздоровление верит женщина-врач (Элина Быстрицкая), которая в итоге и ставит его на ноги — не столько благодаря медицинским талантам, сколько благодаря любви. Ледоход на Неве — сквозная тема картины; весь фильм мы видим, как скованная льдом река освобождается от него. Выздоровление героя и победа любви совпадает с окончательным наступлением весны. Оттепель!

Кадр из фильма «Неоконченная повесть»
Кадр из фильма «Неоконченная повесть» Фото: «Ленфильм»

Оттепель — не на Неве, а в СССР — это движение от неуверенных экспериментов ко все большей свободе, а далее — к рефлексии об окружающем мире. И первыми на эксперименты решаются старые партийные художники. Фильм Эрмлера, равно как и повесть Эренбурга «Оттепель» (1954 год), меткое название которой дало имя эпохе, — очень неуверенные попытки раскрепощения. Старая сталинская форма довлеет над материалом; вместо нежной истории весенней любви перед нами все то же партийное кино: если врач, то обязательно еще и партийный депутат, если инженер, то партийный руководитель, проводящий собрания. На экране действуют не люди, а типажи, свойственные социалистическому реализму. И все же последние минуты картины намекают: другая жизнь возможна. Через тяжеловесные декорации просвечивает новое время. Но для того, чтобы оно началось, нужно открыть окно — и проветрить огромную душную комнату. 

Ручейки собираются в потоки

Первые движения в искусстве такие же неловкие, как шаги человека, который долго не мог встать на ноги. Сначала начинает шагать литература и делает это стремительно: через два месяца после смерти Сталина на первой полосе «Литературной газеты» появляется подборка стихов «Весеннее». Евгений Евтушенко настаивает на том, чтобы читатель искал свою любовь, Лев Ошанин думает о том, как повзрослела дочь, Вероника Тушнова воспевает счастье. Любая точка отсчета оттепели будет условной — и публикация сборника весенней поэзии на передовице «Литературки» не хуже прочих. Здесь снова образ весны противопоставлен сталинской зиме, которая, наконец, закончилась.

Евгений Евтушенко в фильме «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»)
Евгений Евтушенко в фильме «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») Фото: Киностудия им. М. Горького

Множество разрозненных событий 1950–1960-х складываются в общую картину. Здесь прошла дискуссия о романе Дудинцева «Не хлебом единым», где главный герой — инженер-изобретатель, загнанный в угол тупой бюрократической системой. Тут сняли запрет с публикации стихов Ахматовой и рассказов Зощенко. Тут, хоть и ненадолго, заработал альманах «Литературная Москва», в котором вместе с произведениями крупных советских авторов публикуются стихи Цветаевой, произведения Лидии Чуковской. Альманах не доживет до третьего выпуска, но по его следам начнут выходить новые литературные журналы.

Этих событий слишком много — и каждый отдельный небольшой поток изменений впадает в широкую реку перемен. Течение это не всегда равномерно; власть все время, по-ленински, делает один шаг вперед и два шага назад, боясь отпустить ситуацию. Сегодня кто-то делает решительный шаг вперед, завтра власть замечает это движение и тут же хочет сделать все, чтобы движение повернулось вспять. А еще через день вдруг становится ясно, что направление правильное, — и от автора отстают. На время.

О чем же говорила оттепельная литература? Какие задачи она хотела решить и что оставила после себя?

Самое главное достижение оттепельной прозы — приближение к реальности. Официальное искусство сталинской поры — это застывшая форма, в которой почти невозможны прорывы. Постоянные умолчания, назидательные типажи, сражение хорошего с лучшим. Оттепель выводит на первый план основных представителей «лейтенантской прозы», носителей окопной правды, которые писали о войне как о страшном и грязном деле: от Булата Окуджавы и Виктора Некрасова до Юрия Бондарева и Бориса Васильева. Там, где сталинская культурная система превозносила роман «Мужество» Веры Кетлинской, в котором строителей Комсомольска-на-Амуре стыдливо называли «комсомольцами», хотя в массе своей они были заключенными ГУЛАГа, оттепель показала «Один день Ивана Денисовича» — так люди, лишенные даже имени, стали обретать плоть и кровь. О страшном, об ошибках, о крови, о боли можно попытаться вести разговор. Из мира теней понемногу возвращаются запрещенные писатели. 

Обложка издания «Один день Ивана Денисовича», издательство «Советский писатель», 1963 год
Обложка издания «Один день Ивана Денисовича», издательство «Советский писатель», 1963 год Фото: Аукционный дом «Литфонд»

Слово снова обретает силу и может вести за собой. И сила эта заключается в раскрепощении читателей и создании нового общества, более свободных людей. Если кампания против Пастернака прошла для власти почти без каких-либо проблем, то уже процесс над Бродским вызывает поток писем, протестов, критики. А когда еще спустя пару лет судят Даниэля и Синявского, общественное возмущение приводит к настоящему рождению организованного протестного движения.

Движение к человеку

Оттепельная литература идет к человеку. А тот видит это движение — и принимает его всей душой. Нигде этот поворот не заметен так сильно, как в поэзии. Оттепель сфокусирована на человеке, да и это неудивительно: именно в хрущевские времена миллионы людей впервые получили собственное личное жилье. Выбравшись из коммуналок и общежитий, они могут подумать о себе.

У этого процесса рефлексии появились свои поэтические лидеры, например тот же Евтушенко. Они шли к людям, которые были готовы принять новое слово, измениться из-за него, открыть для себя что-то новое, поразительное, небывалое. Отсюда эта бешеная реакция слушателей на вечерах поэзии в Политехническом музее, запечатленных в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева. Люди ревут, плачут, кричат как на рок-концерте, потому что в первый раз сталкиваются с тем, что с трибуны говорят действительно что-то важное для них. И говорят люди, похожие на них самих. Современные. Подлинные.

Булат Окуджава и Белла Ахмадулина во время раздачи автографов зрителям на литературных чтениях 
Булат Окуджава и Белла Ахмадулина во время раздачи автографов зрителям на литературных чтениях  Фото: Валентин Мастюков, Владимир Савостьянов / ТАСС

На смену строчкам, где стояли слова, соединенные размером и ритмом, совершенно лишенные искры жизни, приходит поэзия. Лирика о частной жизни, о том, что не обсуждают на съездах, но о чем думает каждый. И от этого стремления к человеку, рождается все остальное: мысли о ценности жизни, отторжение несвободы, косности, жестокости.

Разве же можно,

чтоб все это длилось?

Это какая-то несправедливость…

Где и когда это сделалось модным:

«Живым — равнодушье,

внимание — мертвым?»

Коммунальная жизнь противоположна приватности; на общей кухне не будешь говорить лишнего. В личных квартирах все совершенно иначе: ты сам хозяин свободного времени, мысли, веселья. Сюда поэзия приходит в виде песен молодых исполнителей — как советских, так и зарубежных. А где песня, там и танец, легкая беседа, собственное творчество. Так вызревают множество литературных кружков, андеграундных творческих объединений, художественных союзов. И грандиозный монолит официальной культуры хоть и не раскалывается, но окружается теперь огромным количеством отдельных небольших льдин.

От общего плана — к крупному

— Молодой человек, ты чего кричишь?

— Я пою!

— А…

— Гражданин, подойди сюда. А спой еще!

Кадр из фильма «Я шагаю по Москве»
Кадр из фильма «Я шагаю по Москве» Фото: Мосфильм

В этом финальном диалоге фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» спрессовано настроение оттепельных перемен. Женщина в форме вроде сперва хочет прервать свободно льющуюся песню, которую поет герой Никиты Михалкова. А потом внутреннее освобождение побеждает: давай, мол, пой.

И он поет.

Герои фильмов сталинской эпохи действуют на огромном пространстве и ведут себя как персонажи эпоса. Все они живут в колоссальных квартирах, уходящих за горизонт; если пишут что-то, то несомненно великие симфонии и романы; если занимаются наукой, то сразу открывают новый закон. Даже колхозники и рабочие здесь действуют в пространстве героического — и рядовая ярмарка превращается в какой-то клондайк, где можно купить решительно все: от рессора и хомута до электромотора и трактора.

Оттепельное кино также совершает решительный разворот к человеку. Говоря кинематографическими терминами, камера делает зум — и переходит от общего плана к крупному. Человеческое лицо, его взгляд — вот суть кинематографа оттепели. Глаза Татьяны Самойловой в «Летят журавли». Взгляд самых разных героев Вячеслава Тихонова. Крупные планы Юрия Яковлева в «Идиоте». Печальные глаза Олега Ефремова в «Трех тополях на Плющихе». Сошедшие из немого кино образы оттепельных фильмов Гайдая. 

Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе»
Кадр из фильма «Три тополя на Плющихе» Фото: Киностудия им. М. Горького

Оттепельное кино смотрит прямо в глаза, открывая зрителю внутренний мир героя и словно говоря: «Эй, зритель, это про тебя и для тебя». В любом герое надо видеть не эпический образ, а современника, «одного из нас» — со всеми своими горестями и радостями. И, взяв эту интонацию, можно вести разговор о чем угодно: о репрессиях (как делает Виктор Соколов в «Друзьях и годах»), о войне, о развлечениях и повседневности.

Лейтмотив оттепельного кино — вечеринка. С нее буквально начинается оттепель. В фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» молодые герои борются за возможность провести праздник так, как им того хочется. Ею же, в каком-то смысле, оттепель и заканчивается. Вышедшая в 1969 году «Бриллиантовая рука» Гайдая — одна сплошная вечеринка, кажущаяся последним приветом тому времени, когда безыдейное веселье было доступно каждому и не требовало разрешения: «А нам все равно».

На вечеринках какое-то время проводят герои и серьезных, и смешных фильмов. В «Июльском дожде» на квартирнике обсуждают физиков и лириков, на вечеринках оказываются герои Данелии и Калика; даже в откровенно вторичных фильмах вроде «Хоккеистов» Гольдина вечеринка становится одним из двигателей сюжета.

Кинематографисты оттепели смотрят на мир вокруг через призму рассказа о человеке и о том, что важно для него. Война, политика, репрессии, личные потери, строительство коммунизма, упорный труд — все это никуда не исчезает. Но обретает новое измерение — человеческое.

Кадр из фильма «Июльский дождь»
Кадр из фильма «Июльский дождь» Фото: Мосфильм

Ни «нет», ни «да»

Создание более свободного человека вряд ли было изначальным стремлением политического руководства, поддерживавшего оттепельные поиски и эксперименты. Оттепель — время противоречивое, наполненное постоянным внутренним сопротивлением внутри власти и все более энергичным движением к обновлению со стороны общества. Власти постоянно боятся выпустить ситуацию из своих рук и потому то продвигают оттепель, то отступают, то окорачивают консерваторов, то дают им зеленый свет. Общество же с каждым месяцем учится жить по-новому, и его все сложнее загнать в рамки одного канона.

Какую точку окончания оттепели ни выбери — ввод танков в Чехословакию, процесс над Даниэлем и Синявским, смещение Хрущева, — любую из них ставит государство. Поток, все сильнее разливавшийся с начала 1950-х, пытаются обуздать. Если не закрыть открытое настежь окно в весенний Ленинград, то хотя бы прикрыть. Приручить живой процесс, снова сделать управляемым. Так пройдут следующие пара десятилетий.

Но оттепель, хоть и не ставшая ни весной, ни тем более летом, оставила свой след. Государство поставило точку, а люди, родившиеся в этот век, остались. Урок оттепели — в человечности, в самом обычном веселье и легкости общения. В изящном умении проводить время, ничего не делая, но так, чтобы было приятно и уму, и сердцу. 1960-е говорили про противостояние, пусть и половинчатое, про человека, который вспомнил, кем является на самом деле. Оттепель — это прямое движение. Навстречу воздуху. Свежести. Новизне.

Автор: Егор Сенников

Обсудить на сайте