Виниловый гигант — 60 лет назад открылась фирма грамзаписи «Мелодия»
Даже если вам немного лет, название фирмы грамзаписи «Мелодия» и ее узнаваемый логотип должны быть хорошо знакомы по старым пластинкам с бабушкиных антресолей и чердаков или же по полкам популярных нынче виниловых магазинов. Если вы чуть постарше, эти же пластинки неразрывно связаны с теплыми и яркими детскими воспоминаниями, когда родители заводили «Бременских музыкантов», «Алису в Стране чудес» и «Али-Бабу и сорок разбойников» на домашних проигрывателях, и вы проваливались в мир грез и подпевали всем этим чудесным песням, и помните их, конечно, наизусть до сих пор. Ну а если вы меломан со стажем, то продукция «Мелодии» для вас не просто пластинки, а значимая часть жизни, ее сокровенные моменты, озвученные самой разной музыкой с дисков из черного ПВХ и со спиралевидной буквой «М» на пятаке.
«Мелодия» — это такая же часть нашего культурного кода, как фильмы Гайдая, песни Высоцкого, Пугачевой и книги Стругацких.
После распада Советского Союза «Мелодия» постепенно утратила свои активы: давно уже не функционируют гигантские заводы по производству пластинок. Но несколько лет назад фирму купила частная компания, чтобы возродить знаменитый лейбл. Записи из архива регулярно оцифровываются и публикуются на стримингах, культовые пластинки переиздаются и моментально раскупаются коллекционерами.
«Бременские музыканты». 1969 / «По следам Бременских музыкантов». 1973
Одна из любимейших сказок (и мультфильм), мое поколение выросло на этих песнях, и мы до сих пор помним слова наизусть. Когда вспоминаешь имена создателей, то из нашего времени уже понимаешь, что иначе быть и не могло: Юрий Энтин, Василий Ливанов, Геннадий Гладков, а еще голоса Олега Анофриева и Муслима Магомаева. Создатели сказки были достаточно молоды и рискнули передать хипповый образ жизни через музыку.
«Приключения Незнайки». 1961
Сначала тебе Носова читает мама, потом ты читаешь сама, а после в доме появляется эта пластинка (кстати, она до сих пор бережно хранится на даче). Мало кто помнит, что музыку к аудиосказке написал Ян Френкель, который больше знаком широкой публике по песне «Журавли».
Игорь Стравинский в Москве. 1962
Записи на этой пластинке были сделаны в октябре 1962 года во время единственного визита Игоря Стравинского в СССР. Исполнители — Оркестр филармонии и Госоркестр СССР. Композитор выступил в роли дирижера.
ВИА «ОРЭРА». 1967
Ансамбль звучал по-новому для нашей эстрады, участники не только солировали, но и играли на музыкальных инструментах. Именно после появления грузинского коллектива в музыкальной культуре возникло понятие вокально-инструментальный ансамбль — ВИА (в разное время солистами ансамбля были Нани Брегвадзе и Вахтанг Кикабидзе).
Чайковский Концерт № 1. Ван Клиберн. 1972
Молодой американец стал фаворитом публики и жюри, исполнив в финале полностью русскую программу из Первого концерта Чайковского и Третьего — Рахманинова. Он сенсационно победил, переломив политическую конъюнктуру. «Мелодия» переиздавала эту пластинку миллионными тиражами, кстати. Не всегда массовость — это плохо.
Вагиф Мустафа-заде. Джазовые композиции. 1974
Сногсшибательный пианист, который слишком рано ушел, не дожив до сорока лет. Всесоюзная слава пришла к музыканту после выступлений на джаз-фестивалях «Таллин-66» и «Таллин-67» (кстати, эти пластинки «Мелодия» тоже выпускала).
Давид Тухманов. «По волне моей памяти». 1976
Как говорит музыкальный критик Денис Бояринов, «кто бы ни составлял рейтинг десяти важнейших пластинок, когда-либо выпущенных в России, в нем обязательно должно найтись место для "По волне моей памяти"». Пожалуй, я не буду исключением. Этот альбом тоже бережно сохранен как семейная реликвия, наряду с «Незнайкой» и «Бременскими».
Алла Пугачева. «Зеркало души». 1977
Песни-монологи о советской женщине никого не оставляли равнодушными, тираж этой пластинки превысил 10 миллионов. В альбоме в основном песни композитора Александра Зацепина, но Пугачева и сама писала песни под мужским псевдонимом Борис Горбонос.
Григорий Соколов. Бах, Бетховен. 1979
Живая запись, которая позволяет на 40 минут перенестись в майский вечер в Ленинграде 1979 года. Записей Соколова в архиве «Мелодии» немного в сравнении со, скажем, Рихтером и Гилельсом, но каждая пластинка заслуживает очень внимательного прослушивания.
«Алиса в Стране чудес». 1976
Две культовые пластинки-гиганты. Музыку к знаменитой «Алисе» Льюиса Кэрролла написал Владимир Высоцкий. Первоначально он хотел остаться только автором. Но найти исполнителя, который смог бы петь его песни, было очень сложной задачей. В общей сложности Высоцкий работал над проектом 3 года, большая нагрузка в театре и кино не позволяла полностью сосредоточиться на одном проекте.
Автор: Александр Нурабаев