Лучшее за неделю
23 апреля 2024 г., 18:23

Продажи от Москвы до Владивостока: как прошла весенняя арт-ярмарка Catalog

Читать на сайте
Здесь и далее экспозиция выставки Catalog
Здесь и далее экспозиция выставки Catalog Фото здесь и далее: Варвара Топленникова

В воскресенье, 14 апреля, в Москве завершилась арт-ярмарка Catalog. Это второй выпуск проекта, дебютировавшего зимой 2023 года, и на этот раз количество галерей-участниц увеличилось вдвое, а число художников превысило 200 человек. Как и в прошлом году, ярмарка прошла в историческом здании в центре Москвы — типографии Ивана Сытина на Пятницкой улице. Постройке около 120 лет, и она известна как Первая образцовая типография, но мало кто знает, что частично она размещается в доме, где жил драматург Александр Островский. Так история объединяется с современным искусством. И если в дебютном выпуске ярмарки приняла участие 31 галерея, то в этом году участников стало больше.

«На этот раз работы представили 54 галереи, а у 50 были продажи. Максимальное число продаж в одной галерее — 40, и это на 10 больше, чем в прошлом сезоне. В среднем, каждая галерея-участница совершила от пяти до 12 сделок. А самым дорогим лотом ярмарки стала работа Керима Рагимова в Marina Gisich Gallery за 5 млн рублей», — рассказали «Снобу» в пресс-службе ярмарки.

Рынок российского современного искусства действительно восстает из вынужденного анабиоза. Например, у pop/off/art состоялось девять сделок, и среди них самым дорогим произведением стала работа Ольги Татаринцевой «Вы не можете не смотреть» за 1 млн рублей.

На молодых авторов покупатели тоже обращали внимание: у того же Сергея Попова пользовались популярностью работы Аси Заславской из серии «Графики». С ней pop/off/art сотрудничает недавно, и цены на ее произведения варьировались от 35 тысяч до 300 тысяч рублей. 

«Ярмарочной историей мы особо не богаты, для российского рынка это не самая сильная сторона. Но вот ярмарка Catalog, можно сказать, для нас опорная. Второй раз подряд мы продаем довольно много, и довольно дорогие, сложные вещи. Например, у нас купили произведения ивуарийского художника Бриса Эссо. Да и все остальные на стенде были из числа молодежи», — рассказал «Снобу» основатель галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин.

Галерея из Нижнего Новгорода FUTURO, которой в этом году исполняется восемь лет, тоже отметила хорошие продажи. Основательница пространства Анастасия Панова рассказала «Снобу», что галерее удалось продать работы всех своих художников: Сергея Карева, Даниила Антропова и Саши Павловской, самая дорогая сделка — 650 тысяч рублей.

«Безусловно, основная миссия ярмарки — продажи. Но нам нравится не подчинять искусство продажам „прямо сейчас“, а дать возможность встретиться коллекционеру и художнику на стенде, где мы стремимся максимально раскрыть художественный язык и замысел автора. Это концептуально цельный стенд, стенд как маленькая выставка», —  отметила Панова. 

В большей степени покупки совершали новички, молодые коллекционеры, а не уже состоявшиеся ценители — это значит, что замысел Ассоциации галерей, придумавшей проект, работает и резво набирает нужную ЦА. Это подтвердила и соосновательница Catalog и владелица галереи a-s-t-r-a Алина Крюкова: по ее словам, ярмарка хорошо работает во внешнем поле «не только на привлечение устоявшегося круга коллекционеров, но на активное вовлечение новых игроков на рынок». 

Компанию столичным покупателям составили региональные, что, в свою очередь, позволяет медленно, но верно двигать рынок, отметил основатель галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин. Пожалуй, весенний Catalog в принципе доказал всем сомневающимся, что современное искусство в российских регионах есть — и оно очень разное. На площадке собрались пространства даже из Владивостока, например галерея «Арка». Она существует с 1995 года, но теперь о ней знает гораздо больше столичных зрителей и коллекционеров. 

«Среди открытий ярмарки хочется отметить новую петербургскую галерею Jessica.  Свободолюбивое искусство на стенде и экспозиционное решение, говорящее само за себя — здесь не любят скучать», — поделилась мнением о молодых галереях-участницах основательница FUTURO Анастасия Панова. 

Коммерческий успех ярмарки — лишь половина дела. Хотя в России есть все атрибуты арт-рынка, пока что он все еще малоемкий, а его рост далек от тех цифр, которые могли бы охарактеризовать его как благополучный. Это системная работа, которую «надо делать, сжав зубы, день за днем и год за годом», отметил Дмитрий Ханкин.

И пока этот последовательный прогрев рынка набирает обороты, ярмарка выполняет и другую, не менее важную функцию: задает новые тенденции и укрепляет уже состоявшиеся год-два назад. В том числе это керамика, текстильное искусство, изделия из бетона и различных видов металла, а также древесные скульптуры Нестора Энгельке на стенде VLADEY.

Пока тренд на материальное продолжает укреплять позиции, традиционная живопись не сдает своих. Еще в день превью многие живописные работы были либо забронированы, либо уже проданы, так что интерес к этому направлению, скорее всего, не утихнет и на будущих выпусках Catalog, какими бы новыми техниками современные художники ни удивляли зрителей.

Автор: Тамара Лорка

Обсудить на сайте