Драйзер, Платонов, Пруст: 5 книг, выпущенных после смерти автора
При упоминании этого яркого представителя критического реализма первое, что приходит на ум, — его знаменитая «Трилогия желания»: «Финансист», «Титан» и «Стоик». Но, несмотря на остросоциальную литературу, Драйзеру не чужды были романтические чувства. Книга «Это безумие» получила подзаголовок «Первый правдивый из когда-либо написанных романов о любви», а сам писатель считал ее самым личным из всего, что когда-либо писал. Роман выходил в журнале «Херст Интернешнл» с февраля по июль 1929 года, а на русском языке произведение было впервые опубликовано в марте 2024 года. В его основе — очерки Драйзера о многочисленных любовницах в годы жизни в Гринвич-Виллидж, с 1914 по 1919 годы. «Это безумие» — срез эпохи, позволяющий заглянуть в начало прошлого века и погружающий в водоворот романтики, страсти и непривычной для Драйзера сентиментальности.
«Тебе, которая никогда не сможет прочесть эту книгу» — так выглядит предисловие из рукописи, найденной в дорожной сумке Альбера Камю в день его смерти. В январе 1960 года автокатастрофа унесла жизнь знаменитого французского экзистенциалиста и лауреата Нобелевской премии по литературе, а черновую версию романа «Первый человек» спустя 34 года подготовила к публикации его дочь Катрин Камю. Строки, посвященные матери писателя, не случайны: она действительно не смогла бы их прочесть, так как была неграмотна. Главный герой этой местами автобиографической книги — Жак Кормери. После смерти отца он приезжает в город своего нищего детства — Алжир. Когда-то он сумел выжить здесь благодаря двум людям: молчаливой, необразованной матери и учителю, изменившему его взгляд на мир. И сейчас, окунувшись в воспоминания, Жак ищет себя, свои корни, и пытается понять, кто он такой.
Сегодня Платонова считают одним из лучших писателей прошлого века, но так было не всегда. Признание пришло к нему после смерти: при жизни он практически не публиковался, а его работы распространялись самиздатом. «Котлован» не исключение. Это одновременно социальная притча, экзистенциальный роман и жесткая сатира на устройство СССР во времена первой «пятилетки». Кстати, Иосиф Бродский даже призывал признать Платонова первым серьезным сюрреалистом, опередившим Кафку. В центре аудиокниги в озвучке Максима Суханова — бригада строителей, работающих над «общепролетарским домом» — первым зданием в городе будущего. Но строительство останавливается на этапе котлована. Оказывается, что невозможно возвести ничего хорошего на обломках старого. В «Котловане» реальность превращается в карикатуру, а строение, которое должно было стать земным коммунистическим раем, становится кладбищем несбыточных надежд.
Большая часть произведений выдающегося писателя была опубликована посмертно. Знаменитый философский роман «Процесс», вполне в стиле Кафки, пронизан абсурдом, чувством экзистенциального беспокойства и страха. Вышедший в 1925 году роман писатель создавал медленно. Кафка признавался, что несколько раз останавливался: «Я приблизился к границе, пред которой мне, вероятно, вновь придется прождать не один год, чтобы потом вновь приступить к очередной бесконечно длинной истории». Сюжет рассказывает о последнем годе жизни тридцатилетнего Йозефа К., который погряз в бесконечном судебном процессе. Он не знает, за что осужден и как оправдаться, лишь медленно пропадает в жерновах беспощадной бюрократической машины, безропотно принимая свою вину. Издание дополнено фрагментами черновиков Кафки, которые помогают читателю проникнуться сочувствием к главному герою.
Прежде всего талантливый французский писатель и поэт Марсель Пруст вошел в историю как автор семитомной эпопеи «В поисках утраченного времени». Опубликованный после смерти писателя роман «Пленница» — пятая часть знаменитой серии и подробный портрет европейской аристократии. При жизни Пруста успели увидеть свет всего лишь два отрывка, а отдельное издание книги было подготовлено в 1923 году его братом Робертом. Главный герой — молодой человек из высшего общества, анализирующий и ставящий под сомнение свои отношения с возлюбленной Альбертиной. Они оба чем-то жертвуют во имя любви, но девушке приходится терпеть гораздо больше ограничений, она становится пленницей. Герои балансируют на краю чувств, тщетно пытаясь найти гармонию во всем: в грусти, страсти, любви и даже ненависти.