Майк Омер: «Странные игры». Настоящие преступления в игрушечном домике
Кэти все время чутко прислушивалась и присматривалась, поминутно ожидая неизвестной угрозы. Отсюда и гипервентиляция: несомненный признак некомпенсированной психологической травмы. Вечная настороженность жутко выматывала девочку, сосала из нее силы и оставляла совершенно опустошенной. Над этой проблемой и предстояло поработать в первую очередь.
Робин подошла к одному из шкафов и достала синюю бутылочку с мыльной пеной, затем повернулась ко все еще прячущейся за матерью Кэти. Та дрожала и не двигалась с места, а Клэр пыталась ее успокоить. Робин открутила крышку, вынула трубку и дунула.
Глаза девочки неотрывно следовали за плавающими в воздухе мыльными пузырями, а те лопались один за другим. Дышала Кэти все еще прерывисто, однако фокус явно приковал ее внимание.
— Я могу регулировать количество пузырьков силой дуновения, — рассказала Робин, присев на корточки рядом с девочкой. — Если хочу сделать больше пузырей — дуну сильнее.
В подтверждение своих слов она дунула — и выпустила два маленьких пузырика и невесомый шлейф мыльной пены.
— Сработало не очень хорошо, — Робин пожала плечами. — Наверное, надо сделать глубокий вдох, а вот выдыхать медленно.
Она втянула в легкие воздух и долго дула в трубочку — еще и еще. По комнате поплыла целая куча пузырей. — По-моему, четырнадцать, — быстро пересчитала их Робин. — Рекорд нашей игровой комнаты! Завинтив колпачок, она протянула бутылочку Кэти. Та на миг заколебалась, а затем выхватила контейнер, раскрутила крышку и вытащила трубку. Глубоко вдохнув, дунула. В мягком свете, проникавшем сквозь занавешенное окно, замерцали мыльные пузыри, и Кэти забегала глазами по комнате, пытаясь их сосчитать.
— Прекрасно! — улыбнулась Робин. — Хочешь попробовать еще разок?
Кэти кивнула и повторила фокус.
С третьего подхода ей удалось выдуть целое облако пузырей, и те разлетелись по всем углам.
— Восемнадцать! — ахнула Робин. — Да ты побила мой рекорд!
Глубокие вдохи дали заранее задуманный эффект: Кэти заметно расслабилась и теперь без опаски занималась с трубочкой.
— А знаешь что? — предложила Робин. — Забери-ка ты эту волшебную бутылочку домой и занимайся с ней каждый день. Посмотрим, получится ли у тебя перекрыть собственное достижение. Мама поможет тебе считать пузыри. Годится?
Кэти кивнула, бросив взгляд на подарок, а Робин обернулась к Клэр.
— Делайте это упражнение по вечерам, перед сном. Пожалуй, утром тоже, а еще разочек в районе полудня, хорошо?
Клэр, с удивлением наблюдая, как Кэти забавляется с выдуванием пузырей, прошептала:
— Хорошо.
Оставалось надеяться, что дыхательные упражнения помогут Кэти снизить гипертонус перед отходом ко сну, да и в течение дня. Итак, начало положено.
Девочка настолько увлеклась, что Робин предположила: на этом занятие, по сути, и закончится. Первый сеанс обычно заключался в знакомстве ребенка с игровой комнатой и самим психотерапевтом. Чем активнее Кэти станет играть, тем более безопасным будет считать пространство кабинета. В идеале — обретет уверенность, что и Робин не представляет для нее никакой угрозы. Оставалось лишь подбадривать пациентку, следя за ее успехами — и то ладно.
И все же через некоторое время Кэти закрутила бутылочку и передала Клэр, а потом осмотрелась. К обстановке она немного привыкла и, похоже, заинтересовалась возможностями игровой комнаты. Подняв с пола тряпичную куклу, девочка перенесла ее на пластмассовый столик и уселась на стул. Куклу разместила сидя, прислонив спиной к стенке. Удовлетворенно на нее глянула, взяла чистый лист бумаги и некоторое время пристально на него смотрела.
— В этой комнате только ты решаешь, что нарисовать, — подбодрила малышку Робин. — Можешь потом показать нам рисунок, но это необязательно. Бери что хочешь — карандаши, мелки или краски.
Кэти выбрала коробку с черной дактилоскопической краской. Открыв ее, изучила блестящую гладкую поверхность, а затем аккуратно обмакнула палец в ванночку и медленно начала наносить краску на бумагу. Сперва изобразила улыбающегося человечка, замерла в нерешительности и снова принялась за рисунок. Погрузила в ванночку два пальца, потом три. Ее действия становились все более уверенными и целеустремленными.
— Ты рисуешь человечка, — сказала Робин. — Улыбающегося человечка. По-моему, он счастлив.
Кэти сделала паузу, разглядывая свое произведение. Открыв коробку с красной краской, коснулась ее подушечкой пальца и провела длинную красную линию поперек руки человечка.
— Кажется, человек поранил руку, — спокойно прокомментировала Робин. Еще мазок.
— Другую руку тоже…
Сузив глаза, Кэти хорошенько зачерпнула красной краски и вновь провела пальцем по листу.
— Теперь он повредил ногу. И вторую.
Клэр издала неопределенный звук, и Робин бросила на нее быстрый взгляд, слегка покачав головой. Кэти ни в коем случае не должна была почувствовать, что рисунок расстроил мать или психотерапевта. Ей не следовало волноваться насчет маминого восприятия. В противном случае она сочла бы себя провинившейся или задалась вопросом: не стала ли мама любить ее меньше? Цель рисунка заключалась в выражении чувств и потребностей пациента.
Похоже, Клэр готова была разрыдаться. Робин пристально на нее смотрела, пока та не кивнула, затем отступила на несколько шагов, отвернулась и, утерев слезы, глубоко вздохнула.
Отлично, до истерики дело не дойдет. Робин вновь обратила внимание на Кэти. Та продолжала наносить красную краску, замазывая нижнюю часть листа.
— Красная краска покрывает пол.
Кэти макнула палец в черную ванночку и мазнула по лицу человечка, увеличив его глаза и заставив рот зиять огромной дырой.
— Человечек уже не радуется. Похоже, ему больно.
Еще мазок красной краской. И еще один. Кэти старательно закрашивала рисунок.
— Красная краска покрывает все вокруг.
Кэти наносила алые полосы круговыми движениями, создавая нечто вроде багрового вихря под ногами человечка. Перешла выше, и черное тело начало исчезать в красной спирали. Наконец осталось лишь изуродованное до неузнаваемости лицо с выпученными глазами и вопящим ртом, а потом скрылось и оно. Кэти продолжала закрашивать лист алым, иногда выходя за его границы.
— Человек исчез под красной краской.
Девочка судорожно вздохнула и посмотрела на свои ладони.
— Твои руки покрыты липкой красной краской. Она везде.
Кэти огляделась. Попробовала вытереть руки другим листом бумаги, оставила на нем большое цветное пятно, однако результата, естественно, не добилась.
— Не хочешь смыть липкую красную краску? — мягко предложила Робин. — Раковина вон там, в туалете.
Девочка кивнула.
Они вошли в санузел и включили воду. Кэти подставила обе руки под струю из крана и стояла, наблюдая, как краска уходит в сток.
— Вода смывает липкую красную краску, — заговорила Робин. — Руки снова становятся чистыми.
Она показала девочке, как пользоваться дозатором для жидкого мыла, и та долго отмывалась, зачарованно разглядывая розовую мыльную пену. Клэр в туалет не заходила. Ждала дочь в дальнем конце игровой комнаты, изучая игрушки на полках — видимо, пыталась собраться.
Робин отметила некоторые плюсы: Кэти вроде бы не осознала, что матери нет рядом. Или поняла, однако с Робин ей было вполне комфортно.
Руки она мыла куда дольше, чем необходимо. Наконец сочтя их достаточно чистыми, выключила воду и, проигнорировав полотенце, вытерла ладошки о футболку. Затем нахмурилась и встала у двери, разглядывая ногти, под которыми остались частички краски.
— Вот, возьми, попробуй отчистить, — предложила Робин, протянув девочке маленькую пилку для ногтей.
Сама встала на изготовку — вдруг Кэти вздумает использовать пилку не по назначению? Мало ли что острие затуплено, а сам инструмент крошечный... Если приложить усилие, вполне можно пораниться. Но опасения были напрасны: девочка аккуратно поскребла под ногтями и, добившись сносного результата, вернула пилку.
Затем она вернулась в игровую комнату и присоединилась к матери, по-прежнему стоящей у полки с игрушками. Прошлась вдоль стены, рассматривая фигурки, и вдруг остановилась. Подумав, взяла улыбающуюся женщину с тортом, изучила ее и вернулась к кукольному домику. Посадила кондитера в кухоньку, а затем попыталась запихнуть туда же свою тряпичную куклу.
— Девочка устроилась в кухне рядом с женщиной, — прокомментировала Робин. — Похоже, им там тесновато.
Места и впрямь было не слишком много — большую куклу пришлось утрамбовывать. Кэти явно осталась недовольна. Вытащив свою игрушку обратно, она вновь пошла к полкам и схватила фигурку девочки. Та поместилась в кухоньку без всяких усилий.
— В кухню зашла девочка.
Кэти потихоньку втянулась в игру и начала перебирать игрушки: покрутила в руках Чудо-женщину, затем пластмассового фермера. Выбирала явно не наобум — рассматривала фигурки, ставила на место, а тех, что приглянулись, заселяла в домик. Компанию женщине с тортом и девочке составили балерина, а потом и усатый Мистер Монополия в черном цилиндре.
Кэти внимательно изучила игрушки, окружившие женщину, и наконец взяла с полки последнюю фигурку — Джокера, заклятого врага Бэтмена. Робин купила его на распродаже во дворе, и Джокер стал одним из самых зловещих персонажей в кабинете. Походил он на злого клоуна: большие, налитые кровью глаза и жуткая улыбка. Кэти перенесла его в дом и, немного поколебавшись, посадила в отдельную комнату на втором этаже.
Посчитав игру законченной, девочка обернулась к матери, а затем к Робин. Выглядела она бледной, измученной и напряженной. На какой-то миг Робин испугалась, что Кэти вот-вот упадет в обморок. Однако та нашла опору — прислонилась к стене и застыла, вяло поглядывая вокруг.
Робин покосилась на часы. Как правило, сеанс продолжался ровно час, у них же получилось семьдесят минут. Время прошло быстро — Робин и не заметила, настолько насыщенной событиями оказалась первая встреча.
— Наверное, на сегодня достаточно, — сказала она и глянула на кукольный домик. Хм, похоже, у игрушек что-то типа вечеринки…
А на втором этаже, сложив на груди руки и мерзко улыбаясь, стоял злой клоун.