Лучшее за неделю
Дмитрий Елагин
8 мая 2024 г., 18:11

Жизнь нулей и единиц. Анимационный детектив в жанре научной фантастики «Марс Экспресс»

Читать на сайте
Здесь и далее кадры из фильма «Марс Экспресс»
Здесь и далее кадры из фильма «Марс Экспресс» Фото здесь и далее: Canal+

Одним абзацем

Научная фантастика «Марс Экспресс» представляет мир будущего, где высокоинтеллектуальные роботы влачат жалкое существование, находясь в рабстве у людей. В форме детектива режиссер картины Жереми Перен рассуждает на тему эксплуатации человеком не только себе подобных, но и всего окружающего мира. Напарник главной героини-следовательницы Карлос, чье сознание удалось спасти после физической гибели и поместить в компьютер, становится мостиком к пониманию того, что постгуманистический мир возможен. Фильм «Марс Экспресс» не дает глобального ответа о том, как будет устроен социум после окончания властвования homo sapiens, а скорее предлагает задуматься о нынешнем классовом неравенстве, которое со временем может стать необъятным.

Подробно

2200 год, человечество освоило Марс и другие планеты Вселенной, научилось не только сохранять сознание погибших людей и создавать их электронные копии, но и пробило потолок в науке, изобретя новый тип органических роботов. В этом скучном для обывателя мире, где человек верховенствует над всеми, живет полицейский детектив Алин Руби, которая охотится с напарником Карлосом за хакерами. В мире будущего власть отдельных правителей государств отошла на второй план, всем правит суперкомпьютер-бюрократ и множество корпораций, для которых взлом их интеллектуальной собственности — самое опасное преступление. В руки к Алин попадает странное дело студентки кибернетического факультета Джун Чу: девушке удалось освободить волю робота, а на такое способны только гении программирования или ученые крупных компаний.

Снимать фильмы о мире высокотехнологичного будущего — значит оглядываться на маститых предшественников. Если в игровом кино столпом стала картина Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» (1981), то для анимационного — шедевральная дилогия «Призрак в доспехах» (1995, 2004) Мамору Осии. В мире Осии людей не отличить от роботов, общество вошло в постгуманистическую стадию. У Скотта же социум четко разделен надвое, где андроиды полностью подчиняются воле создателей. Существа из плоти и крови знают, что в честной борьбе они проиграют своим же детищам, их мыслительные способности не сравнятся с искусственным интеллектом, а потому единственный выход — подавить опасность. 

Может показаться, что выдуманные двадцать и тридцать лет назад концепты будущего устарели и неактуальны, но недавний прорыв в технологии искусственного интеллекта, который уже использовали в Индии для политической агитации, показывает актуальность темы. В разговоре об использовании ИИ часто звучит лозунг, что машины должны быть инструментом, а не заменой человеку. Такой принцип работы предполагает не только уверенность в контроле над ситуацией, но и отрицает какую-либо субъектность высокоинтеллектуальных роботов таких как Sophia, способных имитировать дейтинг, реагировать на комплименты и шутки. Но что делать, если сознание компьютера достигло человеческого, а потому его контроль будет походить на рабство. В «Марс Экспресс» показан как раз этот межрасовый конфликт неравенства, на который большинство людей не обращает внимания. 

Пять лет назад напарник Алин Карлос погиб во время катастрофы, его личность удалось спасти и загрузить в механическое тело. Пусть фактически мужчина выжил, но он умер для общества, стал «инструментом» в руках полиции и вскоре потерял семью, не готовую принять его в новом обличии. Хотя в «Марс Экспресс» большая часть хронометража посвящена расследованию взлома робота, режиссер Жереми Перен специально между сценами с экшеном и объяснениями сюжета вставляет моменты только с Карлосом. В одном из них мужчина заходит в магазин, чтобы купить себе новые глаза для своей будущей головы, вместо которой у него пока голограмма. Персонаж Карлоса отлично отражает диссонанс вселенной «Марс Экспресс» — даже в ситуации высочайшего развития люди находят уязвимые группы и эксплуатируют их. Находящийся на границе двух миров Карлос на своем примере видит вездесущую несправедливость, провал в силе и ресурсах между власть имущими и теми, кому не повезло. Именно его персонаж предлагает альтернативный путь для совершенствования человечества, привыкшего использовать все вокруг ради собственного благополучия, — надо всего лишь отринуть свою старую личность и стать частью компьютерного кода, перед которым все равны.

Обсудить на сайте