Оксана Будулак, арт-директор ярмарки Scan Fair: Если художник обращается к образам елей, это еще не делает его сибирским
Зачем Сибири отдельная Ярмарка современного искусства?
Это является закономерным развитием художественных процессов, которые происходят в Сибири. Я как куратор музея «Площадь Мира» и как независимый куратор наблюдаю осторожный, но очень внимательный интерес со стороны бизнеса к искусству. Например, у нас есть опыт долгих отношений с местным меценатом Натальей Сипетой, которая поддерживает местные выставки. Основатель ресторанной сети Berrywod Family Дмитрий Журкин и его команда начинали с выставки в 2021 году, но решили исследовать новые пути и придумали премию Scan Awards. Мы придумывали ярмарку с оглядкой на Cosmoscow, blazar, петербургские проекты, но нам хотелось показать собственные идеалы. Ярмарка Scan Fair — это продукт для кооперации и возможность поддержать именно художников Урала, Сибири и Дальнего Востока, которые в силу территориальной изолированности и герметичности не так заметны.
Что нужно для того, чтобы организовать ярмарку современного искусства?
У бизнеса должно быть понимание формата и целей такого события, ценности их бизнеса должны находить отражение в искусстве. И конечно, художественное сообщество должно быть готово. В нашем случае сошлись оба пункта: и современные ценности основателей Berrywood Family, и уровень художников, которые представляются на Blazar и Port art Fair, а теперь будут иметь представленность на своей территории.
Если говорить про сибирское искусство, есть ли у него какие-то отличительные черты, какая-то своя проблематика?
Есть одна художница Валерия Амерханян, она замешивает в пигменты перетертые минеральные составы из грунта города Железногорска, откуда она родом. Вы наверное думаете, что по этому признаку ее можно отнести к сибирской художнице? Хочу сказать, что эпоха маркеров идентичности давно прошла. Искусство Тюмени и Нижнего Новгорода технологически вполне может выглядеть одинаково.
Прямо сейчас я делаю две выставки одна должна была представлять художников Красноярска (проект планируется в Арт-галерее Ельцин Центра), вторая — арт-сцену Красноярска в целом (ее мы делаем в московской галерее «Триумф»). С напарницей из галереи мы специально исследовали красноярскую идентичность и поняли, что она в общем-то ничем не отличается от остальных городов. Безусловно, у нас есть территориальные особенности. Это природа, таежный край. Но тайга есть и в Урале, и на Дальнем Востоке. Если художник часто обращается к феномену холода, севера или образам елей, это еще не делает его особенным. Опять же есть сибирский ироничный концептуализм, но определение его как маркера сибирского искусства требует материалов и исследований. Надеюсь, что наша ярмарка как раз даст палитру для определения этой образности и мы вместе со зрителями сможем усмотреть что-то особенное.
А как в Сибири обстоят дела с коллекционерами?
Как и во всех регионах — они есть, и как и везде их не видно, потому что анонимность — часть статуса коллекционера, это люди не публичные. Есть более зрелые, есть молодые коллекционеры, как правило, более открытые к публичности. В Красноярске есть братья Павел и Александр Балеевы, известные как Siberian Collectors. Они делали две выставки, одна из них была в музее «Площадь Мира» в Красноярске, а другая — в Москве, в галерее Cube. Сейчас я занимаюсь в школе коллекционеров, которую проводит местный Красноярский институт развития креативных индустрий. Вчера у нас было первое занятие, и из 20 человек я уже знала половину, это художники, менеджеры, галеристы. Я попала туда, потому что тоже довольно долгое время уже коллекционирую искусство, преимущественно сибирское.