В этом году у нас впервые участвует галерея pop/off/art Сергея Попова, с моно-стендом Виталия Пушницкого, пронизанным глубоким смыслом: здесь представлены еще не написанные холсты, которые художник завершит лишь в будущем, так что здесь на первый план покупки таких «фьючерсов» выходит философский контекст. Для нас большая удача, что Виталий представляет свои работы на ярмарке 1703, это один из лучших художников России. Хочу также обратить внимание на петербургскую галерею Myth: в этом году кураторы подготовили моно-стенд Егора Федоричева с полным погружением в атмосферу «Лебединого озера» в виде скульптурной инсталляции по центру и живописными полотнами на стенах.
Впервые в ярмарке участвует молодая и прогрессивная галерея Jessiсa из Санкт-Петербурга с концептуальной инсталляцией художника Ивана Чемакина «Банановая голубятня». Галерея за последние четыре месяца участвовала в московской ярмарке «Каталог» и в нижегородском «Контуре». Посмотрим по итогам, что о ее экспозиции скажут коллекционеры.
В этом году в ярмарке во второй раз участвует галерея Ambidexter из Турции и дебютирует галерея Inloco из Эмиратов. В команде Inloco — молодые русские девушки, которые открыли галерею в Дубае, а у нас представляют экспозицию с погружением в начало 90-ых, мастерски сочетая VR и 3D-технологии. Мы всегда рады иностранным участникам, но с самого начала проекта делаем ставку на развитие нашего местного рынка и хотим видеть больше галерей из российских регионов.
Одно из главных отличий этой ярмарки — расширение партнерской программы. Крупные бренды из разных сфер вступают в коллаборацию с искусством, разговаривая с гостями на арт-языке. Мне эта тенденция очень нравится. Например, компания RBI представляет на своем стенде интерактивную арт-скульптуру «Гром-камень», а ювелирный бренд Alrosa Diamonds показывает иммерсивную инсталляцию «Течение света», напоминающую место зарождения подземных вод.
В числе 45 участников ярмарки — четыре некоммерческих проекта в секции «Коллекции». Каждый год мы приглашаем к участию разные институции. В этом сезоне представляем корпоративную коллекцию «Газпромбанка», частный фонд Сергея Лимонова с экспозицией Евгении Тут — очень тонкой, вдумчивой, минималистичной и предлагающей погрузиться в тишину. На ярком стенде Академии художеств имени Репина — работы студентов и выпускников Академии, которые связал в единую концепцию ректор Семен Ильич Михайловский. Pop-up Gallery вместе с куратором Ксенией Гощицкой подготовили инсталляцию Дмитрия Марголина «Райский сад» с деревянными скульптурами и расписанными керамическими тарелками. В секции «Алгоритм» представлены галереи, которые работают с медиа. Многие из них экспериментируют в формате фиджитал с сочетанием диджитал-инструментов и физических арт-объектов.
Важная часть ярмарки — лекционная программа с дискуссиями и паблик-токами с участием художников и галеристов. А также параллельная программа с интервенцией искусства в общественные пространства — например, в отелях Four Seasons и «Астория» представлены работы из петербургских галерей DiDi и Myth. Мы ориентированы на то, чтобы поддерживать и развивать институт коллекционирования. Петербург сложный в этом плане город, так что в образовательной программе мы работаем над тем, чтобы люди могли отличить выставку от ярмарки, вдохновляем на покупку искусства и поддержку художников. Сейчас самое время открывать для себя новые имена.
На этом фото и далее здесь: экспозиции галерей ярмарки 1703
Мы впервые за всю историю рынка продаем ненаписанные картины. Эта уникальная возможность связана с решением самого художника, и оно очень артистично подано, как мне кажется. Все дело в нюансах, важных для художника и галереи: ни с кем другим так бы не получилось, нет такого спроса, который бы позволил продавать пустые холсты. А с художниками, которые стоят в семь-десять раз дороже, — с такими крупными международными звездами, как Адриан Гини, Михаэль Борреманс, Сара Зе, — подобное невозможно технически. Поскольку коллекционеры, которые платят за их картины миллионы долларов, не могут себе позволить рисковать, покупать неготовую работу. Галереи не настолько безумны, чтобы торговать пустыми холстами. В нашем случае это не пустые холсты, это фьючерсы — работы, которые уже существуют в воображении художника. Для коллекционеров это высокорисковая инвестиция в ненаписанную работу. Текст, представляющий картину, написан, но, по всей видимости, результат будет не совсем совпадать с описанием. Интрига строится на разнице ожидания и результата. Мне кажется, это настоящий экзистенциальный вызов: почти никто из художников сейчас не мыслит терминами будущего, боится будущего и его моделирования. А Пушницкий смело заявляет и проводит для себя концептуализацию разницы между настоящим и будущим. Я очень доволен взаимодействием с ярмаркой, вхожу в экспертный совет. Исключительно ценю организацию и отношение к коллекционерам и галеристам. Это попытка сформировать новое коллекционерское сообщество и вовлечь людей в коллекционирование искусства. В первый год в успех ярмарки мало кто верил, но теперь это сильный игрок на рынке.
Мария Гаврильчик, Marina Gisich Gallery (Санкт-Петербург)
Изначально мы планировали показать новые работы Ивана Горшкова, а потом ярмарка обратилась к нам и предложила Ивану сделать надувную скульптуру. Это не первый объект такого рода в его практике. При входе на ярмарку зритель видит гигантское абстрактное насекомое. На стенде у нас получилась атмосфера дремучего леса с деревянными объектами Горшкова и живописью Петра Швецова. Мы сделали графитовые стены, добавили в инсталляцию объекты Владимира Кустова, одного из самых важных художников галереи, и еще троих молодых художников. Никиту Пирумова из Нижнего Новгорода, чьи работы были забронированы до открытия ярмарки. Рядом с Пирумовым работы Ивана Химина из серии «Вершки и корешки». И ухо из гранита с металлическими вкраплениями — это работа скульптора Константина фон Рибена. Для нас как для петербургской галереи очень важно, что в городе появилась подобная ярмарка. Для организации такого крупного арт-события всегда важна поддержка большого бизнеса, и здорово, что «Газпрому» за эти три года удалось сделать совершенно замечательный проект, и он только набирает работы. Если в первый год было мало коллекционеров и мало понимания, что такое ярмарка в принципе, то сейчас ситуация обратная.
Для ярмарки на постсоветском пространстве мы придумали проект квартиры советского коллекционера со старым телевизором «Горизонт» в центре экспозиции. Самое интересное, что на экране можно увидеть метаверс — цифровую вселенную Inloco, в которой заархивированы миры художников галереи. Мы совместили будущее и прошлое, и таким образом, в ретро телевизоре можно увидеть абсолютно другой мир, куда может зайти любой желающий. Потребуются всего лишь VR-очки. Получился фиджитал-проект, который объединяет миры — прошлое и настоящее, виртуальное и физическое. В Дубае мы работаем с международными художниками, — эксклюзивно представляем Филиппо Минелли, дубайскую художницу Неду, работаем с Каримом Джаббари, а для ярмарки 1703 в Санкт-Петербурге сделали акцент на российских авторах — творческом объединении 10.203.
Ольга Профатило, Myth Gallery (Санкт-Петербург)
В прошлом году мы хотели делать моно-стенд Егора Федоричева и очень рады, что эту идею удалось реализовать. Егор — театральный художник, он здорово работает с пространством и инсталляционным жанром. Шесть полотен Федоричева с армированными штыками, которые пронизывают пространство и скульптурная группа по центру — это высказывание про внутреннюю борьбу, противоборство духовного начала и внешних агрессивных обстоятельств. В Петербурге очень консервативная публика, мы фактически живем в городе-музее. Поэтому, когда мы говорим о современном искусстве, это всегда заход на территорию устоявшихся смыслов и признанных гениев. Так что мы видим нашу задачу в том, чтобы как можно шире познакомить аудиторию с конкретным автором, создавая подобный моно-стенд. Так нам удается хотя бы на тридцать секунд погрузить зрителя в творчество художника, чтобы он смог приобрести новый яркий опыт. Для ярмарки 1703 у нас есть возможность делать более смелые высказывания, не ориентируясь полностью на коммерческую составляющую. И с каждым годом ярмарка крепчает: спектр галерей становится все более широким, появляется много сильных статусных игроков.