Одна художница и 30 студентов. Как дебют Елены Филаретовой тут же стал ее ретроспективой
Елена Филаретова получила академическое образование в лицее Иогансона при РАХ и регулярно участвует в коллективных проектах в Москве и Санкт-Петербурге. Но соло-выставок до предложения от ММОМА не проводила. Объяснение этому довольно простое — это личное, трепетное отношение художницы к своей выставочной истории.
«Для меня это очень сложный инструмент и своего рода расставление точек в памяти. Я всегда относилась к этому с большой осторожностью — хотела, чтобы моя выставочная история была такой, как я ее себе представляю. Я не участвовала в случайных проектах, потому что мне кажется, что в первую очередь честно работать с теми, с кем приятно, с кем весело, с людьми, которые близки по духу деятельности. И обязательно по чувству юмора. А соло-проект — это очень ответственно и волнительно. В жизни мне всегда тяжело принимать какие-то быстрые, серьезные решения, потому что я из тех, кто сначала сто раз подумает, а потом что-то сделает. Формат НИИ в какой-то степени для меня морально комфортнее», — рассказала «Снобу» Елена Филаретова.
По сути своей, выставка в ММОМА — уже больше, чем пространство в два зала, наполненное произведениями искусства. Теперь это полноценная платформа для интерактивной коммуникации между всеми, кто зайдет в музей. И это может быть как коллекционер с насмотренным глазом, так и непрофессиональный зритель. Проект фактически погружает зрителя в арт-среду, делая его и игроком, и ученым одновременно.
«Каждый художник заслуживает НИИ при условии, если он готов не просто проецировать свой мир, а побороть страхи и задавать себе сложные вопросы и искать ответы. Филаретова такая художница и есть. И именно поэтому у Филаретовой НИИ и именно поэтому ее первая персональная выставка в музее современного искусства. Я вдохновлялся своими предыдущими проектами-алгоритмами и, конечно, готов повторять этот опыт в бесконечном цикле до тех пор, пока я не достигну абсолютного совершенства. И при условии, что художник, с которым мне доведется сотрудничать, концептуальный и генерирует схожие с моими сообщения. Я бы хотел коллаборацию с Микеланджело», — отметил куратор выставки и архитектор Борис Бернаскони.
По его словам, Филаретова — настоящий художник с точки зрения сразу нескольких составляющих. Во флаконе ее искусства смешались концептуальность, последовательность, бескомпромиссность, точность, радикальность и бесстрашие. Это заметно по работам художницы: они непохожи друг на друга, и создается ощущение, что Филаретова — сама себе НИИ, так как склонна к самоанализу и экспериментам. Например, серия «Портрет» представляет собой изучение человеческого лица как явления. Оно изменчиво и потому размыто на холстах, но вместе с тем не лишено эмоций и энергии — зритель составляет в своей голове образ портретируемого сам. В серии «Лиминальное пространство» Филаретова играет с образами безлюдных зон, свободных от человеческого влияния. «Лес» продолжает эту тему, уже флиртуя с иллюзией фокуса и перспективы. А финальный «Сад» возвращает к эмоциональному рассмотрению работ и продумыванию образов, но, в отличие от «Портрета», здесь в игру вступают цвет и цветы.