Денис Константинов: Российское вино должно занимать минимум 70% полок в российских магазинах
Последние годы Россельхозбанк активно финансирует отечественных виноделов. Как так вышло, что РСХБ заинтересовала эта отрасль?
Для Россельхозбанка виноделие — такая же отрасль сельского хозяйства, как растениеводство и животноводство. Мы стояли у истоков многих направлений АПК, например тепличного овощеводства. А сейчас помогаем развитию винного бизнеса, поскольку это привлекательное направление как с эстетической точки зрения, так и с практической. Виноделие — отличная «визитная карточка» всего агросектора.
И я искренне считаю, что пришло время создавать уникальное лицо российского вина за счет местных уникальных сортов. Поддержка этого сегмента производителей — одна из задач нашего банка. Благодаря профессионализму виноделов и значительным инвестициям в отрасль мы уже видим результаты. За последние годы отечественные вина совершили буквально квантовый скачок в качестве. Завоевали признание внутри страны и на международной арене.
Расскажите подробнее, как Россельхозбанк поддерживает винную отрасль? Банк — это же в первую очередь кредиты, но они сейчас дорогие из-за ставки ЦБ и в этом году вряд ли подешевеют…
Мы, конечно, поддерживаем виноделов финансово. Те компании, которые у нас давно кредитуются, продолжают кредитоваться. Кто готов получать финансирование под более высокую ставку, присылают свои заявки, мы их тоже рассматриваем.
Кроме того, готовим кадры для отрасли. У банка есть образовательный проект «Школа фермеров», которая выпускает в том числе виноделов.
Но в целом основной акцент сейчас на дополнительных мероприятиях, которые направлены на популяризацию российского вина. Например, на ПМЭФ уже третий раз прошла площадка «ВиноГрад», которую мы организовали совместно с Росконгрессом. Это пространство стало едва ли не самым популярным на главном форуме России: здесь побывал каждый третий гость форума.
Следующее направление — мы договариваемся с торговыми сетями и Роскачеством и ежегодно проводим «Дни российских вин», в рамках которых проходят целевые презентации в формате рассказов о месте происхождения, основных характеристиках, преимуществах российских вин. То есть мы еще и образовываем наших потребителей.
Еще мы начали проводить ежегодный Конгресс виноделов. Обычно он проходит осенью. В этом году тоже планируем выступить основным финансовым партнером этого форума. Там мы обсуждаем все ключевые вопросы, связанные с изменением законодательства и с развитием дополнительных мер помощи нашим виноделам.
На ПМЭФ Россельхозбанк организовал сессию, посвященную гастро- и энотуризму. Из чего складывается банковская поддержка этого направления?
Туристические маршруты по винодельням — это относительно новое, но очень популярное на Западе направление. У нас есть платформа «Свое за Городом», где можно бронировать разные туры по российским фермам. Рассчитываем, что такая услуга поможет нашим винодельням привлекать туристов и повышать свою узнаваемость.
Давайте вернемся к деньгам. Существует ли у российского винодельческого рынка потребность в дешевых кредитах? Тормозит ли высокая ставка развитие этого рынка?
За первый квартал этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, выпуск вин вырос примерно на 35%. Это очень заметная динамика, которой не помешала высокая ставка. Но, конечно, для развития любого рынка нужны дешевые деньги. Это очевидно, и это факт, который все признают.
По нашим прогнозам, до 2030 года площадь наших виноградников увеличится на 30–35%. Это потребует дополнительных финансовых вложений. Плюс мы понимаем, что наша целевая задача по импортозамещению — занять долю в 70%. Это очень важный показатель представленности наших вин на российских полках.
А сейчас какой процент?
В районе 60. Но 70% — минимальная планка. И отдельно надо сказать про HoReCa. В этом сегменте, к сожалению, представленность российского вина меньше, чем на торговых площадках. Меньше 30% на сегодня. Так что, конечно, снижение ставки простимулирует это развитие. Но есть меры господдержки — они сглаживают то влияние, которое оказывает более высокая ключевая ставка.
Существует так называемый «Винный гид России» — рейтинг вин, который составляет Роскачество в партнерстве с Россельхозбанком. Как этот проект помогает российским виноделам?
Я сам пользуюсь этим рейтингом. И много моих знакомых и коллег достаточно высоко оценивают эту работу.
Во-первых, гид дает возможность выбрать отечественное вино. Мы же понимаем, что далеко не все готовы покупать вина наугад в магазине, пробовать их и потом останавливать свой выбор на каком-то сорте. Людям хочется, чтобы за них эту работу кто-то уже проделал, дал рекомендации. Вот мы это сделали. Все это есть в винном гиде, который выпускает Роскачество: от бюджетной категории до дорогих линеек.
Есть отдельный винный гид, который выпускает известный сомелье Артур Саркисян. В его рейтинге представлено вино премиального уровня. И это второй большой плюс: мы ведь хотим не просто заместить импортные вина на полке, мы хотим стать полноценным участником мирового рынка. А для этого наши вина должны котироваться на уровне зарубежных. А гид Артура Саркисяна составляется по мировым стандартам. У него очень хорошая динамика. Если на начальном этапе — примерно 10 лет назад — не набиралось даже 20 марок вин, которые туда попадали, то сейчас их почти 500.
Эти 500 марок набрали 80 баллов и выше?
Да, не менее 80 баллов, там есть это отсечение. Сегодня в этом рейтинге достаточное количество марок, перешагнувших планку в 90 баллов. Это очень хороший международный рейтинг, который помогает выбирать вино не только внутри страны, но и продвигает его на международном рынке.
Беседовала Ольга Обыденская