Основная техника, в которой работает Анастасия, — цианотипия. Это способ печати, которую придумали еще в XIX веке. Он заключается в нанесении специального раствора на поверхность для дальнейшей реакции на солнце. Таким методом копировали чертежи, а Анастасия использует технику в своих художественных исследованиях. По этому же принципу в ход идет, например, рентген, и дальнейший симбиоз снимков с вышивкой и керамикой.
Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, как метафора хрупкости проявляется не только в материале или технике, но и в самих изображениях. Это, в основном, человеческие кости — казалось бы, крепкие, самоотверженно держащие наш «кожаный костюм» — и бабочки, чьи крылья так красивы, но настолько невесомы, что их легко поранить или оборвать. Позвонки в работах Анастасии превращаются в керамических бабочек, и вот наш каркас уже не кажется броней, а мы осознаем, что тело, данное нам раз и на всю жизнь, не вечно, а мы — не бессмертны.
Амгалан Ринчинэ — пожалуй, один из самых заметных и самобытных молодых художников Бурятии. В своих работах он использует довольно необычные материалы: на Scan Fair можно увидеть панно «Сылдэ/Дух», которое представляет собой буквально кусок говяжьего рубца, покрытого лаком. А еще — три холста, обтянутых козьей кожей и большой объект из войлока. Керамические объекты у Амгалана тоже есть, и они представляют собой серию эмоций, чем-то напоминающие современные эмодзи, которые гримасничают где-то далеко во времени, когда телефонов не было вовсе, а люди искали утешение и защиту в наскальных письмах.
В своем творчестве Амгалан много размышляет о корнях, своей этнической принадлежности, и это заметно уже по выбору материалов и техник. После обучения искусству в Москве художник не по образованию, а по наитию понял, что скучает по родине и хотел бы осознать бурятское наследие уже профессиональным, художественным взглядом, потому что культура «каждого из нас — это драгоценность, которую нужно исследовать, бережно хранить и развивать». Именно поэтому произведения художника наполнены первобытным духом самобытного бурятского культурного кода, который застывает в объектах Амгалана, как память предков и их художественное достояние.
Хотя по образованию Валерия Амирханян — живописец, сейчас она работает со всем, кроме живописи. По признанию художницы, она ушла из этого медиума, потому что он не насыщал ее «сенсорно», и ей хотелось чего-то «телесного и тактильного». Прямо сейчас Валерия работает с вышивкой — ее, а также первые для себя объекты из керамики художница и привезла на Scan Fair. О том, в каких техниках ей еще хотелось бы поработать, художница говорит уклончиво, но многообещающе: «Если утром я проснусь и захочу ваять из металла, я просто начну это делать».
По сути, каждая из вышивок Валерии — это отдельная история и, в какой-то степени, дневник. Например, на одном из тканых полотен она вышивала данные своей фигуры, в том числе и обхват талии, а также результаты последних медицинских исследований. На другом она отражает другую часть своей личности — материнскую, вышив, в каком порядке надевать на детей хоккейную форму, потому что постоянно забывает последовательность. Так что, ее работы представляют собой многослойный портрет ее самой, со всех возможных ракурсов.
У Марии есть сын, и тема материнства для ее творчества — одна из наиболее важных. Она невооруженным глазом видна в работах, которые оказались на Scan Fair: это, например, серия текстильных и печатных книг «Детская комната». Для их создания Мария откровенно поговорила со своими близкими подругами и воссоздала планы комнат, в которых они провели свои детские годы. Это исследование того, как окружающий сегодняшних женщин, но вчерашних девочек мир повлиял на формирование их личностей. В одной из них, например, героиня рассуждает, стала ли она интровертом из-за того, что в доме, где она выросла, не было дверей.
Но это не единственные вопросы мироздания, интересующие Марию. Вязаные объекты из цикла «На остановке Яросама» — про дом и память, и это визуализация поэмы Оксаны Васякиной «Когда мы жили в Сибири». И она, и художница — родом отсюда, а в работах специально использованы тюль и кружева из той самой квартиры, в которой Мария жила до своего совершеннолетия. А«Жители подводных садов» — не просто керамические кораллы. Художница предлагает зрителю поразмышлять, насколько морские соседи одушевлены и похожи на земных нас, есть ли у них чувства и сознание или они лишь застывшие украшения со дна водоема, чье будущее — переезд в сувенирную лавку.
Элина Гусарова тоже размышляет о взаимосвязи природы и человека, его места в системе лесных и горных пейзажей тайги, но немного в другом ключе. Ее базовый медиум — это фотография. Однако прямо сейчас Элине наиболее интересна авторская книга художника. Конечно, присутствует и текстильное искусство. И все эти объекты объединены одной историей — существованием в родном ландшафте, таинственном, выступающем против течения времени, но комфортном для человека по его природе испокон веков.
Например, серия объектов «Камни из шерсти» символизирует собой как раз молекулы ландшафта, экосистемы, в которой мы существуем и которая остается с нами, пока меняются эпохи и поколения. Создавая их, Элина использовала шерстяную шинель, как символ военной атрибутики советского времени, изъятый из контекста старины и агрессии. Фотоработы художницы отражают жизнь местной, красноярской субкультуры, к которой она принадлежит и сама, — они зовут себя «столбистами» и находятся в тесном контакте с дикой природой, предпочитая проводить время и общаться там, а не в городской среде.
Ярмарка организована Berrywood Family совместно с Сибирским институтом развития креативных индустрий.
Автор: Тамара Лорка
Обсудить на сайте