«Играть на фортепиано я научился раньше, чем читать и писать». Чем музыканты будут удивлять зрителей на летнем фестивале Pianissimo
Александр Князев, Россия
Когда мне было четыре года, мама отвела меня в школу танцев. Занятия проходили под звуки фортепиано. Помню, на первом уроке я протанцевал всего несколько минут — остальное время смотрел на пианистку и мечтал играть, как она. А еще у моей бабушки стояло пианино «Ласточка», и когда меня приводили к ней, меня ничто остальное не интересовало. На радость взрослым я пропадал за фортепиано часами, подбирая понравившиеся песни. Родители отдали меня в музыкальную школу, а потом я поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Чаще всего я выступаю в концертных залах Москвы и городов России, в числе которых Санкт-Петербург, Самара, Ульяновск, Красноярск, Нижний Новгород и другие. За рубежом я играл только в Болгарии и Сербии.
В раннем детстве я вообще не волновался и радовался выступлениям. Потом стал сильно нервничать. Теперь знаю, что волнение и подготовка находятся в прямой зависимости. Чем больше готовишься, тем меньше волнуешься. Перед выходом на сцену я стараюсь остаться один, чтобы сосредоточиться. Иногда съедаю шоколадку, чтобы взбодрить мозг.
Мои музыкальные интересы и любимые композиторы с годами меняются. Сначала я любил произведения Иоганна Себастьяна Баха и Вольфганга Амадея Моцарта. Позже увлекся произведениями Ференца Листа, сейчас мне близка музыка Фридерика Шопена. Он невероятный мелодист. Еще выделяю Сергея Рахманинова. На фестивале я сыграю «Баллады» Фридерика Шопена, «Мефисто-вальс» Ференца Листа, «Апассионату» Людвига Бетховена.
Музыка — не единственное мое увлечение. Еще я люблю плавать, гулять в лесу, начал водить машину и уже сдал на права. Раньше увлекался футболом, занимался карате, но эти хобби не приветствует мой педагог, да и времени на занятия спортом не остается. А жаль. Хотелось бы вернуть их в мою жизнь.
Эстебан Гарсиа, Колумбия
Моя мама изучала струнные инструменты, андские струнные, и заметила, что я тоже заинтересовался музыкой. Первые уроки фортепиано я получил, когда еще был совсем маленьким. Как только я открыл для себя этот инструмент и начал играть, влюбился в него еще больше и уже понимал, что эта любовь — на всю жизнь.
Чаще всего выступаю в моем родном городе — Боготе. Мне важно хорошо выглядеть на концерте, я стараюсь тщательно выбирать одежду. От волнения меня это, правда, все равно не спасает. Но, честно говоря, я считаю, что нервничать перед встречей с публикой совершенно естественно.
Меня всегда глубоко трогало творчество Фридерика Шопена. Возможно, именно эти произведения заставили меня с детства полюбить и увлечься фортепиано. Фундаментальное значение для меня имеет и музыка латиноамериканских композиторов, например Адольфо Мехия, Эйтора Вила-Лобоса. Их произведения я сыграю в первой части своей программы на фестивале. Вторая будет посвящена русским композиторам — Сергею Прокофьеву и Сергею Рахманинову. Их творчество меня завораживает. Хочется, чтобы красота произведений композиторов каким-то образом повлияла на жизнь слушателей.
Это моя первая поездка в Россию. Я очень счастлив, взволнован и благодарен. В школах Колумбии, в которых я учился, с энтузиазмом рассказывают о моем участии в фестивале Pianissimo.
Мой идеальный план после концерта — пойти с семьей куда-нибудь поесть (желательно пиццу), а затем прийти домой, увидеть своих кошек, отдохнуть и лечь спать. Еще я увлекаюсь кино и чтением.
Джан Сарач, Турция
Мне было пять лет, когда мои родители отвезли меня на экзамены в государственную консерваторию Стамбульского университета. Играть на фортепиано я научился раньше, чем читать и писать. Когда я стал старше, между мной и моим инструментом образовалась прочная связь. В 11–12 лет я уже понял, что хочу стать пианистом и давать концерты.
Частота моих выступлений зависит от сезона. Зимой и весной концертов больше, летом — меньше. Обычно выхожу на сцену около 12 раз в год. Я дал сольные концерты и концерты с оркестром в Лихтенштейне, Бразилии, Германии, Турции и России.
Накануне выступлений я внимательно слушаю себя и медленно разучиваю пьесы, которые исполняю, стараюсь усовершенствовать свою программу всеми возможными способами. За три-четыре часа до концерта я не ем тяжелую пищу. Перед выходом на сцену всегда испытываю определенное волнение. Но чем лучше я тренируюсь и чем больше я уверен в пьесах, которые буду играть, тем меньше я нервничаю.
Я уже был на фестивале Pianissimo в 2022 году. Особенно запомнился концерт в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга. Играть на фортепиано среди сотен бесценных произведений искусства — незабываемо. Еще мне понравилось выступать с оркестром в потрясающем Мариинском театре.
В этот раз моя программа состоит из произведений романтического периода. Я начну концерт с «Сонаты си минор», одного из шедевров Листа, который я слушал с детства. Потом сыграю два этюда Рахманинова — одного из моих любимых композиторов. Закончу концерт «Четырьмя балладами» Шопена. Уверен, что зрители выйдут из зала довольными.
После каждого концерта я чувствую облегчение. Обрадовать меня могут вкусный ужин и хороший сон. Помимо музыки я интересуюсь самолетами, знаю все модели и их особенности, люблю путешествовать. Еще я футбольный фанат. Люблю не только смотреть, но и играть.
Сунмин Ким, Южная Корея
Моя мама работала аккомпаниатором в церковном хоре в Корее. Фортепиано меня тогда очень заинтересовало, поэтому в возрасте четырех лет я спустился под клавиатуру и начал нажимать на педаль своими маленькими ручками. Вообще для родителей в Корее нормально поощрять желания своих детей изучать инструменты. Удивительно, но моя мама, наоборот, не хотела, чтобы я стал музыкантом. Она считала, что добиться успеха в этой области непросто. Но я сказал ей, что хочу стать пианистом, и начал учиться игре на фортепиано, когда мне было 10 лет.
Программы для своих выступлений я строю так: сначала выбираю несколько произведений, которые мне нравятся, а потом пытаюсь найти и создать связанное ощущение или атмосферу на протяжении всей программы. Этими связями могут быть названия или настроения произведений, композиторы, интересные идеи или даже мажорные и минорные тональности. После этого я стараюсь, чтобы все звучало как один непрерывный поток, как единое целое.
Обычно я выступаю в своей родной стране Южной Корее и в некоторых городах США. Чувствую себя как дома в Бостоне, где проучился четыре года. В России буду играть впервые. Я много слышал о фестивале Pianissimo и рад быть его частью. Моя программа наполнена потрясающими произведениями моих любимых композиторов. Концерт начинается с «Баркаролы» фа-диез мажор Фридерика Шопена, затем следуют Соната К. 281 Вольфганга Амадея Моцарта, «Отражения» Равеля. Во второй части программы я сыграю Вторую сонату Рахманинова, которую впервые услышал, когда мне было 17 лет.
После выступлений я стараюсь размышлять о своей игре и как можно больше отдыхать. Помимо игры на фортепиано, я сочиняю и аранжирую хоровые произведения и сотрудничаю с некоторыми издательствами США и Кореи. Когда я прилетаю в Нью-Йорк, мне нравится ходить с друзьями в хорошие кафе, рестораны и бары.
Петр Акулов, Россия
Я занимаюсь музыкой с пяти лет. Сначала это было обыкновенным хобби, наравне с учебой, математикой, шахматами и прочим. Но в какой-то момент музыка стала настоящей любовью, неотъемлемой частью моей жизни. Большое влияние на меня оказало участие в различных музыкальных конкурсах. Они стали своего рода драйверами моего профессионального роста и многому меня научили.
Мой концертный график не такой насыщенный, как у многих моих коллег. Мне приходится совмещать выступления с учебой, которую я планирую продолжить в этом году в консерватории. Несмотря на это, за последние пару лет мне посчастливилось побывать во многих городах России и за рубежом. Санкт-Петербург, Волгоград, Оренбург, Новосибирск, Казань, Екатеринбург, Ижевск, Кострома, Самара, Рим, Верона, Кливленд, Люксембург и даже Ватикан — вот неполный перечень мест, в которых довелось побывать с разными концертными программами, не говоря уже о родной Москве.
Когда все технические пассажи выучены, режиссерская «задумка» программы намечена, костюм собран, нужно выходить из дома и ехать на концерт — начинаешь ощущать мир совсем иначе. Как мой тезка Питер Паркер, которого укусил инопланетный паук, или как Железный человек, надевший броню. Перед каждым концертом, конечно, есть напряжение, но на сцене появляется новая, ни с чем не сравнимая энергия и открывается второе дыхание. Или не открывается — и тогда концерт не получается.
Из композиторов я выделяю Иоганна Себастьяна Баха и Людвига ван Бетховена, из русских — Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева. На фестивале Pianissimo я буду выступать впервые. В программе — произведения Иоганна Баха, Фридерика Шопена и Роберта Шумана. Я никогда не играл музыку этих композиторов в такой комбинации и считаю ее новым удачным открытием. Концерт начнется с «Токкаты» Баха и завершится «Симфоническими этюдами» Шумана. Играть их непросто, потому что они действительно симфонические — по звучанию, драматизму, погружению.
На сцене мне приходится перевоплощаться в разные образы, чтобы донести до слушателя замысел композитора и собственные интерпретации. Это отнимает довольно много сил, но благодаря энергии публики еще и сильно подпитывает. После концерта мне требуется какое-то время, чтобы переживания и эмоции улеглись.
Помимо занятий музыкой часто смотрю игру «Что? Где? Когда?». Стараюсь наслаждаться жизнью: катаюсь по Москве на велосипеде, играю в настольный теннис, читаю.
Подготовила Ирина Филиппова