Тишина Достоевского. Каким будет спектакль «Поле» в усадьбе Даровое, где прошло детство Федора Михайловича
Александр, вы только что вернулись из Дарового. Это ваша первая поездка туда?
Да, первая. Я никогда раньше не слышал об этой усадьбе, знал только о музее Достоевского в Санкт-Петербурге. А в Даровом даже не музей, как мы думали до поездки, а целое имение, где Федор Михайлович провел детство. Мне кажется, мало кто знает об этом месте. Можно приехать в Зарайск и оттуда дальше на автобусе или такси. Мы с Дариной (драматург театральной компании «немхат» Дарина Чиркова. — Прим. ред.) доехали электричкой до ближайшего поселка Богатищево, это три часа от Москвы, и там уже нашли попутку до Дарового.
Усадьба находится в лесу, и ты как будто оказываешься в другом пространстве, совсем не в музейном. В отдалении от дома Достоевских — деревня, есть даже какое-то производство, в общем жизнь. Но именно там, где стоит сама усадьба, только тишина и ничего больше. Может, где-то вдалеке работает косилка.
А вы приехали, чтобы как раз записать среду, звуки местности, поскольку это будет саунд-спектакль?
Да, на сверхчувствительные микрофоны. Наш спектакль исследует чувства этого места, точнее, те воспоминания, которые оставил младший брат Федора Достоевского, Андрей. Есть множество его дневниковых записей, где он рассказывает, как их семья проводила время в усадьбе, каким счастливым оно было. Они приезжали туда всей семьей каждое лето с 1832 по 1836 год. В музее есть аудиоэкскурсии, через которые можно узнать, где Достоевские чаевничали и обедали, как купались в пруду, где дети строили шалаши и играли. В общем, на самом деле, это была обычная жизнь людей на даче.
В школе о детстве Достоевского мы почему-то не говорили...
У него было такое счастливое, радостное детство! В прошлом году мы делали спектакль про Горького на фестивале в Нижнем Новгороде и тоже хотели показать его с другой стороны, посмотреть на жизнь писателя через истории разных людей. Сложился документальный спектакль-променад в память о теплых отношениях Максима Горького и его бабушки. И в Даровом нам тоже открывается совершенно другая история Достоевского. Мне кажется, если в следующем году нам дадут еще какого-нибудь писателя, мы и у него откроем какую-то светлую сторону.
Каким вы придумали спектакль про Достоевского?
Это будет такое исследование-реэнактмент, повтор чувств и действий. Когда мы ехали в Даровое, нам хотелось понять, что чувствовали маленькие Достоевские, когда они гуляли в липовой роще, в саду, у пруда, в лесу. Это то, о чем пишет Андрей в своих дневниках. Нам хочется посредством звуков попробовать вызвать у зрителя то же ощущение счастья, при этом чтобы спектакль был не историческим и не документальным. Само место становится для нас некой пьесой, драматургией, которая вызывает эти чувства.
Это будет спектакль-прогулка?
Променад в свободной форме в наушниках с остановками в разных местах. На самом деле, площадь имения не такая большая. Одновременно на нашей прогулке смогут находиться не более 30 зрителей.
Очень важным моментом спектакля станет документирование местности: мы выдадим зрителям фотоаппараты с пленкой на 12 кадров, и перед и после каждого акта предложим запечатлеть место или вид, которое вызывало особые эмоции и чувства. После спектакля зрители смогут забрать пленку, проявить ее и распечатать фотографии, таким образом спектакль продолжится для каждого зрителя уже дома — люди сохранят воспоминания о Даровом, о месте, где можно почувствовать счастье. Можно было бы делать фото и на телефон, но в этом нет театрального жеста, средства художественной выразительности, которое позволит зрителю соединиться с пространством.
А какие у вас остались чувства от усадьбы Достоевских?
Самое большое впечатление, пожалуй, на меня произвела тишина. Как будто бы ты звучишь вместе с деревьями. И не хочется громко говорить… Да вообще не хочется говорить.
От обстановки, в которой жила семья писателя, ничего не осталось. Но сохранился лес, березовая роща, пруд, овраг и поле. Сохранилась та же тишина, и, мне кажется, это очень важный момент в спектакле — почувствовать эту тишину. Дарина будет в текстах пытаться переносить звуки в слова, текстуализировать звук. И сегодня мы обсуждали — интересно, как можно описать тишину с точки зрения слова?
Будут звучать тексты из дневников Андрея Достоевского?
Мне кажется, что воспоминания Андрея скорее становятся яркой причиной того, почему мы вообще именно в Даровом, фундаментом, над которым надстраивается разговор со зрителем. Пока мы думаем, как именно использовать его записи в спектакле. Не хочется нарративно рассказывать, каким было детство Достоевского, зрители в любом случае посетят музей в усадьбе и узнают об этом. У нас есть сверхзадача, чтобы каждый смог наполниться самим местом, как бы присвоить его себе и задокументировать, как это когда-то сделал Андрей Достоевский.
Какие у вас дальнейшие планы на спектакль? Он будет идти только два фестивальных дня?
Нам, конечно, хочется, чтобы эта работа осталась в усадьбе. Технически это возможно — повторять его уже без нашего участия, собирать и привозить зрителей из Зарайска. Посмотрим, как пройдут показы 20 и 21 июля. Было бы здорово, если бы больше зрителей могли напитаться этим местом.
Беседовала Ольга Богданова