По средам мы носим красное: квадраты, головы и квадратные головы Александра Юликова
Пространство на третьем этаже ГУМа встречает белыми стенами, резко контрастирующими с обилием красного. Это и фирменный цвет галереи, и ключевой игрок полотен Александра Юликова, чья выставка «Головы» открылась здесь 23 мая. Юликов — художник-нонконформист, известный как один из крайне немногих авторов-минималистов и постминималистов в СССР и в постсоветской России. Тем удивительнее, что, переступая порог ГУМ-Red-Line, оказываешься на первой соло-выставке Юликова за всю историю его творческого пути.
Произведения художника хранятся в нашей стране в Третьяковской галерее, ММОМА и Русском музее, а за рубежом — в нью-йоркском Еврейском музее и в Музее Джейн Вурхис Зипперли в Ратгерсе, Нью-Джерси. Но все время активного творчества Юликов преимущественно выставлялся в рамках коллективных проектов и квартирных выставок, модных в 1970-х годах. В прошлом году в Третьяковке прошла персональная выставка «Пространственные альтернативы», но именно сейчас серия «Головы» впервые показана собранием в выставочном формате. И у зрителя есть возможность отследить развитие художественного языка Юликова на примере 51 произведения, созданного с конца 1950-х по настоящее время.
Куратор выставки Михаил Сидлин делит искусство Юликова на два основных этапа, и экспозиция легко проводит зрителя сквозь них. Первый — «экспериментальное» время, которое пришлось на 1950–70-е годы. В эти двадцать с лишним лет Юликов работает с модернистскими стилями, а с 1980-х по настоящее время уже погружен в постминимализм, характеризующийся симбиозом телесности и абстракции. Одну из работ Юликов дописал специально к выставке «Головы» — это «Красный квадрат», датированный 2019–2024 годами. На холсте изображен карандашный портрет головы, которую закрывает масляная красная фигура.
Голова человека так или иначе остается с Юликовым с самых ранних произведений, видоизменяясь от десятилетия к десятилетию. Первыми зритель видит работы, написанные в конце 1950-х. Они более персонифицированы: например, его «Автопортрет» 1958 года выполнен широкими мазками в классической импрессионистской манере. А вот «Портрет мужчины», написанный в 1963 году, отражает влияние на Юликова Пабло Пикассо.
В принципе, широкий стилистический диапазон остается с Юликовым вплоть до конца 1960-х, а потом постепенно «очищается», оставляя больше воздуха и чистого цвета. Постепенно художник приходит к рефлексии о том, что такое человек как явление, стирая индивидуальность лиц и приближаясь к лицу как к символу, формуле человека, состоящей не из кровеносной системы и органов, а из геометрических фигур.
Так, одним из важных произведений, отражающих это видение, становится «Профиль А В С» 1972 года, тоже представленный в залах ГУМ-Red-Line. Здесь зритель видит плоскую фактуру, где лицо исполняет роль лишь одного из нескольких знаков, разбросанных по полотну, это своего рода элемент то ли букваря, то ли учебника по геометрии, который пытается «подружить» буквы, цифры, стрелки и фигуры.
В какой-то момент Юликов приходит к концепции разрушенной картины — она остается с нами по сей день. Его «Красный квадрат» 2016 года — единственное из полотен выставки в ГУМ-RED-LINE, которое предстает перед публикой не впервые, — несмотря на серьезный оммаж «Красному квадрату» Казимира Малевича, носит свой, уникальный характер. Холст в буквальном смысле раздроблен на четыре части. Разбитая фигура, но уже белая, предстает в работе «Голова» 2014 года, а вариант с цельным белым квадратом, тоже написанный в 2014 году, называется «Голова с квадратом».
Юликов прибегает к этому ходу, противопоставляя себя кубистам. Как говорит сам автор: «У кубистов образ разрушен, а мир остается. У меня мир разрушен, а образ остается». Экспозиция построена как цикл, поэтому этот этап творческого пути располагается совсем рядом с началом выставки — по сути, зритель приходит к нему, зная, что это лишь эфемерный финал. Выставка идет до 23 августа, а Александр Юликов продолжает жить и творить в свой 81, и, думается, он еще не раз откроет новые грани своего искусства и для себя, и для своего зрителя.
Автор: Тамара Лорка