Спектакли в трамвае и на стадионе. Что посмотреть на фестивале «Специфик» в Нижнем Новгороде
«Специфик» — это уникальный союз города и театра. В основе фестиваля лежит театральный жанр site-specific, предполагающий проведение спектакля в определенном пространстве — в конкретной точке города. По сути, такие спектакли создаются в условиях данной местности, их невозможно перенести куда-либо еще.
Текст, сюжет и пространство концептуально связаны. Режиссеры исследуют места, важные для города и, в первую очередь, для горожан: знаковые пространства, ассоциации, личные истории — все это будоражит воспоминания и актуализирует их через драматургический текст. Авторы спектаклей объединяют лучшее как от города — локации, институции, художников, так и от театра — классическую драматургию, методы, режиссеров: результатом становится нечто неожиданное и при этом понятное широкой публике.
«Нам важно удивить, сделать спектакль там, где его не должно быть: задействовать целый особняк или двор спального района, поместить действие в трамвай, совершить путешествие к локации вместе со зрителями на лодках, выйти на стадион. Все события фестиваля идут в значимых для горожан местах: локация — не фон, а главный герой, смысловая необходимость, фактура, с которой взаимодействуют артисты и художники», — говорит генеральный продюсер и автор проекта «Специфик» Евгений Пыхтин.
Так, в 2023 году сценой и героем действия спектакля «Сад» режиссера Филиппа Гуревича стал нижегородский стадион «Водник», а в качестве зрительного зала были использованы полуразрушенные трибуны. «Нам было важно найти пространство, связанное с детством, потому что этот спектакль про утраченный дом, утраченную память и утраченное детство, — рассказывает режиссер. — Конкретно мое детство было связано с похожим стадионом, на котором я проводил много времени. Стадион “Водник” полуразрушен, хоть до сих пор туда приходят заниматься. А еще на месте стадиона раньше была усадьба, и это тоже стало немаловажным фактором. По ходу действия актеры рассказывали о собственном детстве, перемежая акты Чехова. Они говорили о таких же фантомах, воспоминаниях. И это давало некий крупный план реального человека в пустом пространстве, воспоминания оживали. В конце выбегали дети, играли в футбол. Это символизировало неумолимость течения времени».
Дима Четыре — городской фотограф, автор экскурсионного проекта Progulkah и сотрудник Института развития городской среды Нижегородской области (ИРГСНО). Он рассказал, что стадион «Водник», построенный в 1930-е на месте старого сада князя Грузинского, считается популярным и одновременно таинственным местом в центре Нижнего Новгорода. «Ко второй половине 1990-х годов стадион оказался в заброшенном состоянии: трибуны разбиты, дорожки и поля изношены, входы плохо оформленные. Но, возможно, именно эта руинированность и отстранение от остальной городской жизни и делают стадион привлекательным. Также популярности ему добавил эпизод из фильма “Жмурки”, снятый как раз на разбитых трибунах. Для реконструкции, которую горожане ждут долгие годы, разработан уже, пожалуй, десяток концепций, но как будто бы у этого стадиона такая судьба — быть заброшенным, затапливаемым ливнями, забытым и, несмотря на это или вопреки тому, оставаться любимым горожанами».
Спектакль «Гроза» по Островскому режиссер Владимир Данай поставил в старинном особняке Каменских. Искусствовед, экскурсовод Антон Марцев считает творение московского архитектора Бориса Коршунова одним из самых заметных зданий на протяженной Верхне-Волжской набережной: «Дом был построен незадолго до революции, в 1913 году, поэтому Федор Каменский — наследник пароходной компании — недолго жил здесь вместе с женой и двумя детьми. Освободившись после вскоре случившегося ареста, он вместе с родными навсегда покинул Нижний Новгород».
Владимир Данай признался, что выбор локации сам по себе был экспериментом: «Я выбирал не из всего города, а из тех мест, которые были нам доступны. Сама локация выглядит монументально, у кого-то это рождает связь с нерушимостью устоев в семье героев. А у кого-то это вызовет совсем другую ассоциацию. Мне кажется, в этом весь эксперимент. Этот спектакль дает воздух для зрительского восприятия, каждый может прочитать там свою историю».