Илья Альтшулер: Считаю, в России огромный потенциал развития музыкантов
Ты помнишь свой первый «Пикник “Афиши”» в качестве посетителя?
По стечению обстоятельств, я не посещал ни одного «Пикника» за свою жизнь. Я десять лет работаю в медиаиндустрии, моя работа часто связана с командировками, и у меня банально не находится времени посещать все мероприятия, куда приглашают. Но огромное число артистов из тех лайнапов [прошлых «Пикников»] я видел на иностранных фестивалях.
Тот факт, что я не был на «Пикнике», помогает мне избежать какой-то рефлексии и сравнений с тем, что было раньше. Та «Афиша», которую мы переосмыслили и перезапустили за три года, уважает ценности прошлого периода, но она уже совсем другая. Мы хотим избежать ассоциаций с прошлым величием «Афиши». Когда я пришел в «Афишу» три года назад, у меня были амбиции в духе «мейк “Афиша” грейт эгейн», но я счастлив, что смог освободиться от них — мы делаем новую «Афишу». Будет она лучше или хуже, покажет время. Но мы сделаем все, чтобы она была классной и крутой. Вот наша миссия. «Пикник» мы также интерпретируем по-своему, возрождая бренд. И все наши действия сейчас говорят о том, что мы двигаемся в правильном направлении.
О «Пикнике». 2019 и 2024: расходов стало больше?
Если честно, некорректно сравнивать. У нас изменился формат. В Москве — пять сцен и более пятидесяти артистов, еще два дня в Санкт-Петербурге. Долгожданное возвращение не может быть дешевым. Переосмысливая фестиваль, его текущую сущность в отсутствие больших зарубежных артистов, что было фирменным стилем «Пикника», мы хотим дать возможность выступить большому числу артистов. Я искренне верю в то, что в России огромный потенциал развития музыкантов, есть невероятные кейсы. Просто не так много времени прошло, им надо набрать аудиторию. Миссия нашего фестиваля — в этом.
Как справляться с грузом двадцатилетнего наследия?
Любое переосмысление бренда и бизнеса происходит под воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы таковы, что гастролей крупных иностранных артистов нет. Мы живем здесь и сейчас, наша задача — сделать качественное городское мероприятие. Если взять прошлую концепцию — это лучший выходной в году, где аудитория получает классные возможности провести время с друзьями, семьей, погулять в парке, послушать музыку. В связи с этим мы решили провести столичный «Пикник» в Лужниках: мы видим, как развивается парк, сколько мероприятий там проходит. И МТС Live Лето, и VK Fest только подтверждают правильность нашего выбора.
Предвосхищая вопрос о конкуренции: мы ее совершенно не боимся. Более того, мы в контакте с коллегами, а с МТС даже шерим техническую инфраструктуру. Это наша общая философия — создавать как можно больше качественного контента в плане мероприятий. Лето — отличный период для этого. И прошлый, и текущий годы только доказывают, что тренд развивается, люди хотят проводить время вне дома. Я не вижу проблем с повторяющимся лайнапом: у нас есть договоренности с коллегами и артистами, «гэп» между выступлениями должен быть месяц. Но я считаю, что, с учетом количества населения в Москве и Питере, такая частота концертов не влияет на спрос. Мы видим интерес, люди покупают билеты.
Что позволило провести «Пикник “Афиши”» в 2024 году, но что не позволило провести его в 2023 году?
Исключительно внутренние особенности развития бизнеса. В 2023 году у нас были совершенно другие приоритеты. Мы строили бизнес, решали текущие задачи. Сейчас появилась возможность выделить команду, сфокусироваться [на фестивале]. Не буду скрывать: «Пикник» — не то чтобы наша точка прибыли. Это в первую очередь большое имиджевое мероприятие. Конечно, мы планируем делать его безубыточным, но, если говорить о выручке «Афиши», то это не основное направление.
Основная статья выручки «Пикника» — это билеты?
Я бы сказал, 50/50. Даже так: 40% — билеты, 40% — спонсоры, 20% — торговля: фудкорт, мерч. Мы заинтересованы в том, чтобы снижать в структуре выручки процент билетов, потому что билеты — рискованная составляющая. К примеру, если будет дождь, то билетов продастся меньше. Эти опасения есть и у нас, и у всех наших коллег по индустрии.
Как я уже говорил, нужно больше качественных мероприятий, чтобы бренды в них больше инвестировали, рос интерес к спонсорским интеграциям. Как ни крути, такие коллаборации в ивенты обходятся брендам дорого, с точки зрения стоимости контакта. Но и качество контакта здесь иное — более близкое к человеку.
Создавая качественное мероприятие и собирая кассу, мы сможем нивелировать риски и не так сильно зависеть от сбора билетов. За границей у самых успешных фестивальных кейсов спонсорские поступления доходят до 70% от общей выручки. Мы работаем в этом направлении, я очень благодарен всем нашим партнерам за то, что поддерживают нас.
Что дает брендам спонсорство на «Пикнике “Афиши”»?
Доступ к аудитории стильного мероприятия с качественно составленным лайнапом. И, несмотря на то что «Пикник» не проводился пять лет и «Афиша» переживала разные моменты в истории, мы видим интерес к фестивалю. Это показывает, что мы на правильном пути.
У нас на фестивале будут очень интересные и разнообразные зоны и для взрослых, и для детей. Мы постарались сделать насыщенную программу, чтобы люди два дня могли провести время с семьей. С учетом того, что «Афише» в этом году двадцать пять лет, у нас есть аудитория, которая выросла и даже родила детей, — мы работаем уже и на них.
На детей?
На семьи. По нашим подсчетам, аудитория выросла, многим уже 35+, у кого-то есть дети 10 лет и старше. Как минимум для самых маленьких у нас есть интересные активности.
Правильно я понял: по сравнению с тем же 2019 годом, средний возраст посетителя «Пикника» увеличился?
Не совсем так. Речь про кор-аудиторию — тех, кто с «Афишей» продолжительное время. Если ты обратил внимание на лайнап, у нас много молодых артистов. Мы очень сильно сфокусированы на том, чтобы «Пикник» не был инди-фестивалем для повзрослевших хипстеров. За счет лайнапа, в том числе, мы хотим омолодить аудиторию.
Как это поженить с сохранением ДНК «Пикника “Афиши”»?
Мы не считаем, что ДНК «Пикника» — нечто отлитое в граните и абсолютно неизменная величина. Мы считаем, что ДНК любого фестиваля меняется вместе со временем. Это масштабное, стильное, комфортное городское мероприятие. Я еще раз хочу подчеркнуть: в первую очередь — это бизнес, и если меняются обстоятельства, мы меняем концепцию нашего бизнеса, который от них зависит.
Понятно, что вы не рефлексируете, а многие из тех, кто ходил в 2017 году на Kasabian, как раз-таки рефлексируют...
Я рассуждаю по-другому. Я хочу, чтобы жизнь вокруг улучшалась. Если есть возможность это сделать через фестиваль, давайте пробовать, а не рефлексировать. Я призываю всех прийти на обновленный «Пикник», а потом уже делать выводы.
Что у «Пикника» эксклюзивного по сравнению с другими фестивалями? В чем его УТП?
Отличный вопрос. Для нас это был некий челлендж: придумать какую-то уникальную историю. Я не могу открывать некоторые ходы, которые мы придумали с коллегами, но хочу сказать, что у нас будет много эксклюзивных программ, коллабов артистов, которые возможны только внутри этого фестиваля.
Когда мы с этой идеей пришли к артистам, сразу сказали, что хотим получить некие эксклюзивы, чтобы их программа [на «Пикнике»] отличалась [от других программ]. Это нормальная стратегия: артист выступает, условно, на VK Fest или на Stereoleto, но у нас он участвует с отдельной программой.
На «Пикнике» вы увидите особенные выступления, которых нигде не видели за лето. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы к нам приезжали из-за рубежа. Но наши артисты не уступают в качестве. Это опять же фестивальный продукт.