Суздаль — город почти нереальный, этакая специально созданная декорация идеальной провинциальной России. Облака здесь как будто бы больше, небо синее, поля шире. Маковки церквей тут и там, высокий берег, извилистая, заросшая кувшинками река Каменка, Ильинский луг, через который можно бежать, как в детстве, боясь навсегда пропасть среди высокой травы, деревянные мостики и дома с наличниками.
Впервые я оказалась здесь на изломе Советского Союза, родители купили первую машину, белую «Таврию», и мы не нашли ничего лучшего, как поехать в Суздаль. Музей деревянного зодчества, глоток медовухи, который мне позволили сделать, автобусы с туристами, первый в жизни кемпинг, вечернее купание в реке, попытка забронировать номер в ГТК «Суздаль» и сакральное: «Мест нет. Только для иностранцев».
Спустя тридцать лет я снова здесь, ночую в «старом» фонде ГТК «Суздаль», просыпаюсь под звуки эстафеты — мебельщики Владимирской области проводят тимбилдинг, завтракаю в ресторане, где снимали фильм «Классик». Но настоящая причина, по которой я приехала, — открытие выставки «Суздаль. Портрет» художницы Ирины Затуловской. Выставка создана творческим сообществом МИРА при участии Олега Жукова, партнера юридического бюро TM DEFENCE, и открыта до 30 августа 2024 года.
Ирина Затуловская Фото: Рома Нашивочников
Фото: Сергей Кравцов
Сначала нашу группу везут в арт-резиденцию МИРА в Кидекше, маленькой деревне в пяти километрах от Суздаля. Домик в три окна, внутри современный, идеальный, почти стерильный интерьер, на месте сеней — гостиная с окнами в пол. Сбоку открывается вид на белоснежную Борисоглебскую церковь, построенную в 1152 году, охранная зона ЮНЕСКО. Впереди — огромный луг, внизу река Нерль, противоположный берег порос деревьями. На кухне, отделанной фанерой, единственная повседневная деталь — льняное, тонкое, красивое платье, которое Ирина наденет на открытие. Около двух месяцев она прожила в этом удивительном месте, складывая картину своего Суздаля, выхватывая детали из жизни его обитателей.
Дверь в дверь деревянная мастерская, обстановка почти спартанская. Здесь создана большая часть работ. Выбор основного материала суровый — жестяные кровельные листы, собранные по городу, хранящие обрывки чужих воспоминаний, следы времени.
«Суздаль. Портрет» шагнула за пределы выставочного пространства. Часть работ, написанных преимущественно на дереве, развешана в МИРА Центре, часть — в Суздальском кремле, в пространстве ГЭС на Нерли, в Аптекарском огороде, на Швейной фабрике и Хлебозаводе, — всего около тридцати адресов. Своеобразная карта, по которой можно исследовать город, отправляясь на поиски, выкраивая день, а может, и два.
Экспозиция «Суздаль. Портрет» в городе Фото: Рома Нашивочников
Экспозиция «Суздаль. Портрет» в городе Фото: Рома Нашивочников
Экспозиция «Суздаль. Портрет» в городе Фото: Рома Нашивочников
Экспозиция «Суздаль. Портрет» в городе Фото: Рома Нашивочников
Экспозиция «Суздаль. Портрет» в городе Фото: Рома Нашивочников
Экспозиция «Суздаль. Портрет» в городе Фото: Рома Нашивочников
Тридцать мест, на которых обозначены люди, изменившие Суздаль. «Невозможно представить сегодня Суздаль без Дымовых, без Дмитрия Разумова, без Кати Проничевой, без важных людей, которые его преобразуют», — говорит во время открытия куратор Марина Лошак. Действительно, так получилось, что облик современного Суздаля формируют люди, приехавшие сюда преимущественно из Москвы. Одним из первых стал Вадим Дымов, а вслед за ним — банкир Алексей Поляков.
«Впервые я оказался в Суздале в 1990-х годах, а активно начал жить в 2006-м. В девяностых это был такой заросший деревенский рай с коровами, утками. Сейчас они исчезли — больше нет козла, который пасся у меня рядом с домом, не бродят по улицам петухи. Городская жизнь приходит на смену сельской. Но все равно в Суздале осталось много настоящего, естественного, старинного. Природа, река, культура, церкви, неиспорченные виды. Душевная среда, в которой растворяются заботы и суета. Здесь можно бесконечно чревоугодничать, рассказывать и слушать истории в ресторанах Вадима и других прекрасных заведениях, бродить по церквям и монастырям, изучая историю с нашими экскурсоводами (Валерой Царевым, Денисом Лапиным, Сергеем Седовым), церковные хоры (“Благовест”), молитвы и колокольный звон, — говорит Алексей. — Наслаждаться музеями: Кремлем, Музеем деревянного зодчества, Спасо-Евфимиевским монастырем, МИРА Центром, “Ларцом”. Участвовать в фестивалях: огурца, керамики, блюз-фестивале Максима Привезенцева, лоскутного творчества, мультфильмов. Бывать на концертах мирового уровня на площади, на лугу, в Кремле и МИРА Центре. Плавать в Каменке, в Нерли, Клязьме, париться в бане, купаться в проруби. Ездить на велосипеде, самокате, мотоцикле, бежать кросс, скользить на лыжах, летать на шаре или на самолете. Суздаль — это место силы: всегда из него уезжаешь немного толще, уставшее, беднее, но счастливее, чем приехал!»
Екатерина Проничева, два года назад возглавившая Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник, немногословна. Перед тем как отправить нас на прогулку по городу с экскурсоводами, она дала небольшой комментарий: «Владимиро-Суздальский музей исторический, классический. И экспозиции в хорошем смысле консервативные. Поэтому для нас работа с современным искусством — это новый язык. Очень приятно, что в новом своем тысячелетии мы начинаем с языка, на котором говорит Ирина Затуловская». Но видно, что новое тысячелетие музей начинает и с нового, более демократичного подхода: директор наблюдает за группами экскурсантов в городе, изредка деликатно передавая питьевую воду гидам, рассказывающим нам о выставке во время пешей прогулки по летнему городу.
Следуя за ними, мы перемещаемся по улицам и валам, рассматриваем то новое, что удалось сделать за последние годы. А это не только сам МИРА Центр, в котором, помимо выставок, дискуссий, концертов, можно купить отличные сувениры и выпить лучший в городе кофе. И строящиеся музей Гастева, и Музей авангарда, и расположенный неподалеку обновленный стадион, и чайная, созданная Катей Бочавар, и, конечно, выставочная платформа «Ларец», в которой Марина Лошак, Ирина Затуловская и ее ученики устроили минималистичную, но очень симпатичную композицию «Курятник радости».
Фото: Сергей Кравцов
Фото: Рома Нашивочников
Фото: Рома Нашивочников
Ирина Затуловская на фоне экспозиции выставки в Кремле Фото: Сергей Кравцов
Фото: Сергей Кравцов
Фото: Сергей Кравцов
Возвращаемся на уютный задний дворик МИРА центра, здесь собрались многие герои «Суздаль. Портрет», слышу знакомый смех Жени Казарновской. Она вспоминает время, когда вместе с Андреем Поповым они создавали туристической проект путешествий по Нерли «Река МИРА» и фестиваль-лабораторию «Человек МИРА»: «Мы жили в селах Улово и Фомиха (около 40 км от Суздаля. — Прим. ред.), и к нам приезжали музыканты, актеры, композиторы, художники. Там была создана среда с нескончаемой творческой энергией... А в Суздале был немного другой процесс, здесь предприниматели вкладывали в среду и с удовольствием делились этим чудесным местом со своими друзьями. И со временем все больше людей притягивалось в Суздаль, некоторые покупали здесь старые дома, приводили их в порядок, и так расширялся местный круг и благоустраивался город. Мы все что-то создавали, друг друга поддерживали, постепенно сложилась взаимозависимая система».
В 2019 году к Андрею Попову и Жене Казарновской присоединился предприниматель и меценат Дмитрий Разумов. За эти годы город сильно изменился, не в последнюю очередь благодаря МИРА Центру. Фестивали, перфомансы, спектакли, выставки, экспериментальная площадка ГЭС на Нерли. «Восемь лет назад здесь была нетронутая красота, обычная, спокойная российская жизнь. Когда мы придумывали культурный центр, я спрашивала, чего не хватает городу. Мне отвечали — культуры. А мы подумали: а что если развивать современное искусство в небольшом, очень традиционном городе, в который люди едут за исконно русским, за историей, а соприкасаются еще и с актуальным искусством. Не прошло трех лет — и город Суздаль стал центром современного искусства. И не только благодаря творческому сообществу МИРА: музей-заповедник стал делать выставки с современными художниками, Вадим Дымов начал культурные инициативы. Словно мы все открыли какую-то дверь, раскрутили спираль, — объясняет Женя. — И пусть нас будет много — самое важное, чтобы современный театр, современная музыка, современная хореография продолжали развиваться в России».
Экспозиция работ в «МИРА центре» Фото: Рома Нашивочников
Экспозиция работ в «МИРА центре» Фото: Рома Нашивочников
Фото: Рома Нашивочников
Фото: Рома Нашивочников
Фото: Рома Нашивочников
Фото: Рома Нашивочников
Алиса Бирюкова — новый мэр Суздаля, назначенный в ноябре 2023 года. Именно ей пришлось отвечать за последние этапы подготовки города к тысячелетию. Кажется, она почти все время на работе. Утром она в джинсах сажает цветы рядом с Гостиным двором. Днем в длинном платье приходит на открытие выставки, а потом снова убегает чинить то, что никак не может починиться без нее. Суздаль с детства был родным местом, куда Алиса часто приезжала с родителями. Потом много здесь работала. В 2014 году команда Алисы придумала колокольный фестиваль «Лето Господне». «Он проходит в Суздале в августе, когда, как у Марины Цветаевой, “август — астры”, “август — звезды”… Очень душевный, теплый, с красивой программой русской духовной музыки и колокольных звонов. На протяжении ряда лет делали и делаем сейчас фестиваль с Денисом Мацуевым и молодыми музыкантами — участниками знаменитой летней творческой школы фонда “Новые имена” — Alma Mater. Конечно, сейчас изменилась глубина восприятия города, всех процессов, происходящих в нем: от реставраций до сферы ЖКХ и благоустройства. Но эти, казалось бы, прозаические вопросы будней городской жизни никак не противоречат чувствам восхищения и любви к Суздалю. Просто выпал уникальный исторический шанс стать одним из тех людей, кто может претворить свою любовь к этому городу в дело, ежедневное кропотливое созидание и сохранение его», — рассказывает Алиса.
Несмотря на всю декоративность и некую ирреальность современного Суздаля, в котором средневековые храмы соседствуют с модными ресторанами, новые горожане активно вкладываются в среду, строят мосты, прокладывают лыжню, приглашают и принимают гостей, открывают культурные институции, здесь удалось создать почти идеальный российский город. Но почему? Дело ли только в месте или в том, что однажды это место притянуло одного за другим Ермолая Солженицына, Вадима Дымова, Алексея Полякова, Дмитрия Разумова, которые так сильно полюбили это место, что из любви родилось все остальное? То самое добрососедство, возможность выстроить горизонтальные связи, пригласить лучших из лучших, смело вынести современное искусство на улицы древнего города, заставить искушенных зрителей регулярно вырываться хотя бы на пару дней, чтобы сходить на выставку, пройти вдоль Каменки хотя бы и на сапе, купить пастилы, найти «Курятник радости», завалиться в траву на берегу и следить за перипетиями личной жизни бобров. И помнить, что «в XII веке Суздаль не уступал по размеру тогдашнему Лондону и Парижу».