Московский Ренессанс: в районе Аэропорт восстановят Изофабрику
Изофабрика — один из немногих сохранившихся корпусов художественно-промышленного объединения «Всекохудожник», построенный на месте бывшего села Всехсвятское. Она была частью московской фабрики искусств, принимавшей заказы на скульптуру, литье и мозаики. Проект здания разработал молодой архитектор Георгий Гольц.
От конструктивизма — к Ренессансу
В то время как большинство восстановленных зданий 1920-х и 1930-х годов относятся к конструктивизму, Изофабрика строилась в духе раннего итальянского Ренессанса, она стала оммажем Италии, ее архитектурным образам, в частности знаменитому Воспитательному дому Филиппо Брунеллески во Флоренции.
Смена архитектурного стиля в СССР произошла в середине 1930-х годов по идеологическим причинам. Конструктивизм, с его акцентом на функциональность, минимализм и промышленный характер, соответствовал духу первых лет советской власти, но затем произошел сдвиг к более монументальным и классически ориентированным формам.
Иван Жолтовский, один из величайших мастеров классической архитектуры, оказал немалое влияние на своего ученика Георгия Гольца. Как и учитель, Гольц восхищался античностью. А к проекту Изофабрики приступил, вдохновившись путешествием в Италию, где изучал древнеримскую архитектуру и постройки Ренессанса.
Два тренда
Возрождение Изофабрики отражает два ключевых тренда в современной Москве. Во-первых, речь идет о программе Комплексного развития территорий (КРТ), когда старые промышленные зоны преобразуются в современные жилые районы.
Во-вторых, реставрация Изофабрики связана с возросшим в последние годы интересом к советской архитектуре. Здание признано объектом культурного наследия, а за последние годы было восстановлено множество советских памятников 1920–30-х годов, «ровесников» Изофабрики. Реконструированы Наркомфин, клуб Русакова и клуб завода «Каучук», спроектированные Константином Мельниковым. Прямо сейчас кинотеатр «Ударник» по проекту Бориса Иофана тоже проходит масштабную реставрацию.
Реставрация без чертежей
К началу восстановительных работ здание Изофабрики почти утратило свой первоначальный вид. Команде, которая воссоздаст исходный облик постройки, придется немало потрудиться.
«Сначала необходимо собрать исходные данные, сделать изыскания, после этого разработать проект реставрации и только потом разработать проект приспособления, то есть определить функцию, которую здание получит», — рассказывает Юлия Гапоненко, руководитель по работе с объектами культурного наследия девелопера городских кварталов FORMA. Все эти этапы — сбор данных, изыскания, реставрация и приспособление — применяются к любому объекту, независимо от его статуса и значимости.
Но воссоздание утраченных частей исторического здания — задача вдвойне непростая. У Изофабрики отсутствует часть здания, но есть исторические фотографии и чертежи. «Однако в расчете пропорций по фотографиям можно легко ошибиться, — продолжает Гапоненко. — В нашем случае был только один старый чертеж плохого качества и несколько фото. Поэтому нам пришлось воссоздавать данные практически с нуля и тщательно следить за точностью размеров. Во время обследования выяснилось, что оригинального второго этажа просто нет. Поэтому мы решили провести противоаварийные работы и удалить обшивку, установленную в 2012 году».
За почти вековую историю здания его неоднократно перестраивали, достраивали и изменяли. Например, оригинальные оконные проемы были заменены, капители разрушены. Сотрудникам Forma повезло найти один лепесток капители, обнаружить другие элементы, сохранившиеся частично, но, по словам реставраторов, это позволит воссоздать капители во всей их красе.
Когда завершатся все работы, историческое здание и прилегающая территория заполнятся людьми. На визуализациях видно, что рядом с сухим фонтаном будет функционировать кафе с летней верандой. С противоположной стороны здания создадут искусственный пруд с островками, на которых высадят деревья. В Изофабрике также планируется открыть мастерские и студии для живописи и лепки, что можно рассматривать как возвращение исторической функции. Кто знает, может, архитектор Гольц хотел для своего проекта именно такого, насыщенного и полного жизни, будущего.
Автор: Павел Зельдович