Лучшее за неделю
13 августа 2024 г., 11:45

Эксперт, перфекционист и гений. Как может проявляться синдром самозванца

Читать на сайте
Издательство: «КоЛибри»

Подтипы самозванцев

В своей книге «Тайные мысли успешных женщин» (The Secret Thoughts of Successful Women) Валери Янг предполагает: у людей с «феноменом самозванства» формируется представление о том, что именно требуется для демонстрации компетентности. «Самозванцы» в свою очередь делятся на пять категорий: эксперт, перфекционист, солист, гений и сверхчеловек.

Эксперт

Эксперты-самозванцы считают, что их компетентность измеряется количеством знаний, умений и опыта, которых, как правило, всегда недостаточно. Они стремятся получить еще одну степень или диплом, пройти очередной курс, написать книгу, статью или пообщаться с другим экспертом. Такое поведение особенно распространено среди маргинализированных слоев населения, которым говорили, что они должны быть лучше, знать больше, чтобы соответствовать доминирующей группе.

Эксперты-самозванцы вынуждены бороться с неопределенностью. Они часто не берутся за дело, если сомневаются, что смогут его реализовать. Например, эксперты-самозванцы не станут претендовать на работу или повышение, если не уверены, что соответствуют требованиям. Быть экспертом-самозванцем обходится очень дорого. Во-первых, те, кто продолжают учиться и в итоге не претворяют в жизнь то, что задумали, переживают самый настоящий застой. Во-вторых, люди, которые не могут проявить себя из-за страха показаться невежественными, часто страдают от самоуничижения. В-третьих, имеет место быть недостаток финансов из-за высокой стоимости курсов, обучений и конференций, которые призваны наполнить чашу знаний. Только вот у этой чаши на дне есть дыра, и сколько бы в нее ни вливали, она никогда не будет наполнена до краев.

Важно отметить, что повышение навыков или изучение отрасли по своей сути не является чем-то проблематичным. Однако эксперты-самозванцы часто не знают, где провести границу между обучением и действиями.

Перфекционист

Джамиль родился в Танзании. Родители развелись, когда мальчику было семь, и мать получила право опеки над ним и его братом, что является маловероятным исходом для мусульман африканского происхождения. Она перевезла детей в Англию, чтобы они могли получить хорошее образование. Когда Джамилю исполнилось тринадцать, у его матери диагностировали рак в последней стадии. Поскольку она была матерью-одиночкой и не хотела отправлять своих сыновей обратно в Африку к биологическому отцу, она попросила близкого друга семьи усыновить ее детей. В связи с этим мальчики были вынуждены иммигрировать второй раз, но уже в США, где Джамиль провел подростковые годы. Он воспитывался в обеспеченной семье в Верхнем Ист-Сайде Нью-Йорка.

Джамиль никогда не считал себя особенным, но он чувствовал себя другим. В Англии он жил в разношерстной общине иммигрантов. Но, переехав в Нью-Йорк и оказавшись в богатой семье, со своим британским акцентом и темной кожей, Джамиль стал сомневаться, вписывается ли он вообще в это общество.

Приемные родители отметили выдающиеся умственные способности Джамиля и посоветовали ему поступить в Академию Филлипса, престижную школу-интернат в штате Массачусетс. Отучившись там, Джамиль поступил в Стэнфорд, а затем в медицинскую школу, где он планировал заниматься вопросами здравоохранения США и Африки. После интернатуры и ординатуры в Университете Эмори Джамиль поступил в Гарвард для прохождения стажировки. Он значительно продвинулся по карьерной лестнице и стал директором детской национальной больницы и доцентом факультета педиатрии и неотложной помощи в Университете Джорджа Вашингтона. Его четырнадцатистраничное резюме — это нечто поистине поразительное.

Несмотря на впечатляющие достижения Джамиля, иногда он чувствовал неуверенность в своей компетентности. Поступив в Академию Филлипса, где все студенты славились высокой успеваемостью и где он выделялся цветом кожи, Джамиль был вынужден работать вдвое усерднее, чтобы не отставать. Ему казалось, что люди в первую очередь смотрят на цвет его кожи, в связи с чем Джамиль считал важным доказать им свою компетентность. Примерно в то время, когда он подавал документы в колледжи, парень начал задаваться вопросами, а заслужил ли он то, чего успел добиться, или же всему виной раса и богатая приемная семья. Джамиль рассказал, что еще в начале своего профессионального пути стремился учиться в самых престижных местах, думая, что таким образом в его состоятельности точно не будут сомневаться.

Чтобы доказать свою компетентность, Джамиль установил для себя чрезвычайно высокие стандарты, и во многом они помогли добиться успеха. Он никогда не поднимал руку, если не был на сто процентов уверен, что знает правильный ответ, и подавал документы только на те вакансии, для которых обладал достаточной квалификацией. Когда нужно было выполнить задание, Джамиль готовил его заранее, а затем тщательно прорабатывал каждую деталь, дабы убедиться, что все сделано правильно. Если приходилось выступать на публике, он каждый раз усердно репетировал. Джамиль боялся, что ошибки плохо отразятся не только на нем, но и на всем сообществе иммигрантов. Вместо того чтобы посвятить себя здравоохранению, Джамиль гонялся за достижениями и престижем.

Джамиль — перфекционист-самозванец.

Перфекционисты-самозванцы сосредоточены лишь на одном — на безупречности. Они стараются довести все до совершенства, выдать безупречный результат. Перфекционисты-самозванцы убеждены, что есть правильный и неправильный способ учиться и работать. Иногда они могут быть столь же критично настроены по отношению к тем, кто не соответствует их стандартам. Хотя перфекционизм может помочь перфекционисту-самозванцу добиться успеха, у него также есть ряд недостатков. Перфекционисты-самозванцы с трудом делегируют задачи, считая, что только они могут сделать всё идеально. Как правило, у них много дел и им не хватает времени выполнить их все на сто процентов. Потому, дабы не допустить ошибок и возможных неудач, перфекционисты-самозванцы избегают новых или сложных задач, рискуя угодить в застой или заскучать. Некоторые перфекционисты-самозванцы, когда делают что-то очень хорошо, редко испытывают гордость или удовлетворение. Они считают, что могли бы сделать лучше. Для других, в том числе и для Джамиля, успешное выполнение работы может вызвать приятные эмоции, но это также заставляет их работать усерднее.

Солист

Майкл вырос в Германии. Еще в детстве у него диагностировали прогрессирующее заболевание мышц, которое привело к необходимости использовать инвалидное кресло.

Осознание того, что он практически не может контролировать свое тело, вызвало у Майкла острое желание компенсировать это посредством учебы и профессиональной деятельности. Он получил отличные результаты на вступительных экзаменах в университет и поступил на престижную программу по информатике. Именно там Майкл воспылал любовью к анимации. Его приняли в киношколу США и предложили работу над популярным 3D-анимационным фильмом еще до того, как он закончил учебную программу. После пятнадцати лет работы в анимации (Майкл все время думал: «Скоро они поймут, что наняли не того парня. Пройдет пара недель, и меня выгонят») он понял, что достиг своих целей, но чего-то ему все же не хватало. Майкл решил заняться саморазвитием, чтобы помочь молодым людям с ограниченными возможностями. Он начал выступать на публике и TED. В итоге Майкл устроился на работу в Art of Charm, чрезвычайно популярную организацию, профилирующуюся на саморазвитии, коучинге и подкастах. На протяжении всего жизненного пути Майкл часто задавался вопросом: «Кем ты себя считаешь?» Он чувствовал острую необходимость каждый раз упоминать о своих тренингах и других профессиональных достижениях перед коллегами и клиентами, опасаясь, что они могут усомниться в его компетентности.

Майкл был мотивирован, не нуждался в поощрении и похвале, но все же он придерживался очень высоких стандартов и часто брал на себя множество дополнительных обязанностей, чтобы доказать свою работоспособность. Майкл не только чувствовал необходимость делать все идеально (он шутит, что причина этого в его немецких корнях), но и считал, что должен делать все сам. По мнению Майкла, незнание ответа и необходимость просить о помощи выставляли его самым что ни на есть настоящим обманщиком. «Я с ужасом жду того дня, когда мне придется сказать: “Я не знаю”», — признался он мне.

Майкл — солист-самозванец.

Для солиста-самозванца быть компетентным означает быть способным добиться успеха без посторонней помощи. Достижения засчитываются только в том случае, если те достигнуты самостоятельно. Солисты-самозванцы испытывают трудности с работой в команде, поскольку цели, которые они достигают рука об руку с другими, уменьшают ощущение успеха. Если солисту-самозванцу приходится просить о помощи, он чувствует себя уязвимым и слабым. Для него это признак обмана и мошенничества. Солисты-самозванцы берут на себя нагрузку трех человек, даже если это стоит им здоровья или снижает качество их работы. Если солисту-самозванцу удается добиться успеха самостоятельно, он редко чувствует удовлетворение. Лишь считает, что едва смог скрыть от посторонних глаз свою несостоятельность, ведь на самом деле едва держится на ногах от усталости.

Гений

Аланна была первой из своей семьи, принадлежащей к коренному канадскому населению, кто получил высшее образование. Она блестяще окончила бакалавриат и магистратуру и сразу после получила работу в одной из крупнейших и самых престижных консалтинговых фирм. Она преуспела в качестве консультанта на различных должностях, но в итоге потеряла запал. Аланна знала, что любит в своей жизни только две вещи: вино и музыку. Поэтому, несмотря на то что она ничего не знала об индустрии и о том, как вести бизнес, Аланна стала сертифицированным сомелье и открыла музыкальное заведение с винным баром — оно быстро стало одним из самых популярных в ее городе. В тот момент Аланна поняла, как отсутствие доступа к медицинской психиатрической помощи отражается на нуждающихся людях, особенно на маргинализированных слоях населения. В итоге это вдохновило Аланну исполнить мечту всей своей жизни и поступить в медицинскую школу.

В медицинской школе жизнь Аланны заиграла новыми красками. Она привыкла, что все дается ей легко, раньше учеба не требовала от нее стольких усилий. Теперь же, будучи студенткой, которая значительно старше своих однокурсников, Аланне нельзя было расслабляться. Она чувствовала себя самозванкой. Для нее успех был результатом природных способностей. Поскольку медицинская школа далась ей с трудом, Аланна решила, что не обладает способностями к медицине, а значит, является обманщицей и неудачницей.

Аланна — гений-самозванец.

Гений-самозванец считает, что интеллект и способности являются врожденными качествами, благодаря которым можно прийти к успеху без особых усилий. Для гения-самозванца компетентность означает способность добиться успеха легко и быстро. Гений-самозванец полагает, будто ему достаточно лишь единожды прочитать или выучить что-то, чтобы полностью усвоить материал. Гений-самозванец хочет, чтобы у него все получалось с первого раза, а если этого не удается, он чувствует себя самозванцем. Есть здесь нечто общее с известной концепцией фиксированного мышления Кэрол Дуэк. Подобно гениям-самозванцам, люди с фиксированным мышлением часто испытывают трудности в преодолении неудач, т. к. считают, что у них нет необходимых способностей, а значит, не нужно прилагать усилия для их развития. Как правило, гений-самозванец полагает, что у вас либо есть способности, либо нет. Если их нет, то, следовательно, вы обманщик. В связи с этим такие люди зачастую избегают трудностей, дабы не сталкиваться с неудачами. Когда гений-самозванец добивается успеха, его уверенность в себе возрастает. Однако зачастую это длится недолго, поскольку любые неудачи снижают его самооценку.

Сверхчеловек

Янина эмигрировала из Украины в возрасте двенадцати лет, пережив катастрофу на Чернобыльской АЭС. Она подверглась дискриминации за свое еврейское происхождение. Приехав в США, Янина не говорила по-английски и страдала от последствий чернобыльской катастрофы.

К тридцати семи годам Янина получила две докторские степени, опубликовала десять книг, поучаствовала в написании еще четырнадцати, создала и вела три подкаста, участвовала в бесчисленных дискуссиях в качестве эксперта по психологии и поп-культуре и выступила с двумя впечатляющими докладами на TED, при этом продолжая страдать от мигреней и судорог, вызванных радиационным облучением. К тому же за день до своего первого выступления на TED Янина пережила восемнадцать панических атак. После этого она снова и снова пересматривала видео своего выступления, выискивая ошибки. Как думаете, она похожа на перфекционистку? Да, и еще как.

Янина — сверхчеловек-самозванец.

Согласно Валери Янг, психолога, выделившей пять подтипов, сверхчеловек — это перфекционист, гений и солист «на стероидах». В дополнение ко всем многочисленным обязанностям Янина вместе со мной работала психологом в клинике, профилирующейся на тревожных расстройствах. Она брала на себя двойную нагрузку. Если кому-то требовалась клиническая консультация, Янина первой вызывалась добровольцем. Если коллега заболевал, она вызывалась принести ему суп и изотоник. Янина помнила о днях рождения детей своих коллег и разные знаменательные даты. Она редко отказывала в просьбах и почти никогда не просила о помощи (Янина вообще практически никогда ни о чем не просила).

Янина делала все вышеперечисленное, потому что она действительно один из самых добросердечных и сострадательных людей, которых вы когда-либо встречали. Она обладает сильным желанием помогать людям. Однако у ее ситуации есть и темная сторона. Когда Янина говорит «нет», ставит ограничения или просит о помощи, она чувствует себя обманщицей и неудачницей.

Сверхчеловек-самозванец считает, что компетентность — это умение с легкостью жонглировать мячами, балансируя на одноколесном велосипеде, исполняя мелодии из разных шоу и широко улыбаясь. То, насколько искусно человек жонглирует, конечно, имеет значение (это относится к перфекционистам), но способность успешно справляться со всеми делами отличает их от других подтипов.

Янина довела себя до края, только бы не чувствовать себя обманщицей. Сверхлюди-самозванцы жонглируют мячами, объятыми пламенем, и когда те падают, это лишь укрепляют их веру в собственную некомпетентность. Но даже когда сверхчеловек-самозванец идеально жонглирует всеми мячами, балансируя на одноколесном велосипеде, он редко чувствует удовлетворение. Его разум говорит, что он должен добавить вращающиеся на палочках тарелки. Если я действительно компетентен, я легко справлюсь со всеми делами без посторонней помощи.

Обсудить на сайте