Шарлатаны и обманщики. 5 фильмов и сериалов о манипуляторах
«Идеальный лжец» (2023)
Режиссер: Джозеф Шуман, Остин Старк
Испанский грипп вынуждает влиятельных и богатых американцев изолироваться в своих роскошных поместьях. Журналист Джей Хортон (Билли Магнуссен), обладающий наследственным капиталом и тягой к рабочему классу, поступает так же, как и сильные мира сего: поселяется с семьей и целым штатом прислуги в особняке на отдаленном острове. Все идет гладко, пока в разгар пандемии испанки на пороге не появляется новый шеф-повар (Питер Сарсгаард), мечтающий посеять хаос в доме Хортонов и захватить власть.
Троп «хозяева и слуги меняются местами» не нов, но всегда привлекателен, причем ситуация идентична что в 1919 году, что в 2024-м. Карантин, повсеместное желание разбогатеть, тяга к «высшему свету» — за столетие люди ни капли не изменились. Вежливость может запросто уступить место животным инстинктам, причем с обеих сторон, ведь лжецом может оказаться каждый. Идеальный баланс юмора и мрачности.
«Солтберн» (2023)
Режиссер: Эмиральд Феннел
Студент (Барри Кеоган), поступивший в Оксфорд по стипендии, сближается с аристократом-красавчиком (Джейкоб Элорди) и вскоре получает предложение отправиться на летние каникулы в родовое имение друга — Солтберн. Попав в роскошное поместье, парень «из народа» подозрительно быстро находит общий язык с представителями британской элиты. Преодоление социального неравенства приводит к катастрофе: молодой человек захватывает власть над всей семьей.
Во своем втором по счету полнометражном фильме — остроумной и завораживающей истории с впечатляющим визуальным рядом — Эмиральд Феннел вскрывает особенности социума в Британии, где сосуществование людей разного социального статуса практически немыслимо. Однако от вуайеристского интереса к жизни привилегированного класса не застрахован никто: мечтающие о большом найдут способ пробиться наверх.
«Рипли» (2024)
Режиссер: Стивен Зеллиан
Авантюрист и мошенник Том Рипли (Эндрю Скотт) не боится испачкать руки: ради случайного заработка он готов на все — хоть устроить телефонную аферу, хоть подделать документы. Но однажды Рипли играет по-крупному: американский миллионер принимает его за друга сына и отправляет на Амальфитанское побережье в Италию, чтобы вразумить отпрыска. Встреча людей из разных миров приводит к трагедии.
Стивен Зеллиан (обладатель премии «Оскар» за сценарий «Списка Шиндлера») стал шестым режиссером, взявшимся за адаптацию цикла книг Патриции Хайсмит о Томе Рипли, но при этом первым решившимся на создание мини-сериала. Его нуарный ТВ-проект отличается от культового «Талантливого мистера Рипли» сдержанностью, вязкостью и нарочитым эстетством. По задумке писательницы, именно таким — бесчувственным и холодным — был знаменитый социопат.
«Гость» (2013)
Режиссер: Адам Вингард
Петерсоны оплакивают погибшего на войне в Афганистане сына, как вдруг на их пороге возникает незнакомец. Дэвид (Дэн Стивенс) утверждает, что служил в армии с молодым человеком, и посещение родного дома боевого товарища — исполнение его последней воли. Семья тепло принимает нежданного гостя, но, кажется, обаятельный Дэвид — не тот, за кого себя выдает, ведь вместе с ним в округу приходит смерть.
Олдскульный «Гость» Адама Вингарда с его самобытным визуальным стилем, нетривиальным сюжетом и гипнотизирующим синти-саундтреком опередил время: выйди фильм на экраны на десять лет позже, стал бы хитом. Пока же он остается одним из самых недооцененных мистических триллеров, в котором камера пульсирует энергией, а сверхреалистичное насилие засасывает в кинематографическое безумие.
«Паразиты» (2019)
Режиссер: Пон Джун-хо
Семья Ким едва сводит концы с концами, перебиваясь случайными заработками. Им не хватает денег даже на интернет — приходится воровать сигнал у соседей. Все меняется, когда давний друг Кима-младшего предлагает тому место репетитора для дочери богачей. Подделав диплом о высшем образовании, парень втирается в доверие к работодателям и постепенно обманом подтягивает в «теплое местечко» сестру и родителей, мечтающих вырваться из бедности, не прилагая усилий.
«Паразиты» Пона Джун-хо — первый южнокорейский фильм, получивший высшую награду Каннского кинофестиваля «Золотую пальмовую ветвь» и взявший позднее четыре статуэтки премии «Оскар», включая «Лучший фильм». Успех справедлив и логичен, ведь в картине мастерски жонглируют и жанрами (триллер, черная комедия, социальный хоррор, семейная драма), и темами (социальное неравенство, любовь, тщеславие, человеческая глупость).
Автор: Ксения Балюк