Не теряю корни: российский совриск — о тяге человека к природе
Люди леса
Сегодня большинство людей уже привыкло к технологиям и ноу-хау, хотя в глобальном отрезке времени это вполне себе резкий скачок, а не постепенный. И все же, не замечая течения прогресса, мы отмечаем кое-что другое — пропасть между искусственным и природным становится все шире. Кажется, человек пока не готов к этому разрыву, поэтому, даже со смартфоном в руке, стремится эту щель сузить теми или иными способами. Но, по мнению эксперта-урбаниста, кандидата географических наук, преподавателя НИУ ВШЭ Кирилла Пузанова, виртуальность, может, и подсветила проблему, но далеко не в ней кроется разгадка.
«Современный мир обращается к природе уже довольно давно. Это ответ на ускорение темпа жизни в городе — чем быстрее, насыщеннее, брутальнее городская жизнь, тем больше будет запрос на эту природную составляющую. Время и пространство воспринимаются людьми интуитивно. Поэтому, например, нам некомфортно находиться рядом с объектами, которые движутся на скорости больше, чем 60 км/час, — объясняет Пузанов. — Каким бы современным ни был человек, его поведение и сегодня во многом определяют “доисторические мозги”. Тяга к природе — нечто естественное для людей. В градостроительстве это проявляется в формате интервенции различных элементов природной среды в пространство мегаполиса — использование натуральных материалов, озеленение и тому подобное».
«Когда горожанин ищет так называемые природные элементы в городской среде, речь не о дикой природе. Ему нужна природа более или менее подчиненная, выхолощенная, структурированная. На дикой он, вероятно, не переживет и одной ночи. Существует ряд классных исследований, которые доказывают, что “зеленые зоны” позитивно влияют на психологическое здоровье людей. Визуальное ощущение природы успокаивает, делает нас чуть более счастливыми и дает чувство замедления», — считает собеседник «Сноба».
Неудивительно, что в этом контексте люди искусства как представители одной из наиболее эмпатийных прослоек общества реагируют на ощущения человека от генетически близких ему вводных — естественной среды обитания, если говорить проще. Поэтому и ракурсов для художественного исследования природы как неотъемлемого элемента нашей жизни выходит довольно много.
История про бережное отношение и экологию — пока, наверное, самая распространенная. Всевозможные объекты, посвященные этой теме, вошли в проект «Быть здесь», о котором уже писал «Сноб». Следом — попытки отыскать собственное «я» в плоскости естественной среды обитания человека и рефлексия о том, что природа сама по себе вполне самостоятельное, целостное «я». И вот эти две темы как раз столкнулись в одном пространстве столичной галереи «Триумф» — обе выставки можно посмотреть до 15 сентября.
Гармоничный хаос
Пространство встречает зрителя ненавязчивой музыкой группы Northern Lights Family и персональной выставкой Николая Онищенко «Смешанный лес». Художник представляет 20 крупных графических листов крупного формата, которые он создавал в течение последнего года, и еще несколько работ поменьше.
«В “Смешанном лесу” разыгрывается своеобразная сцена последствий того, что может быть, если природа, в силу нашей нечувствительности, могла бы разыграться и показать себя с другой стороны, начав рушить привычные представления о ней и законах, по которым, как нам кажется, она существует. Когда лес буквально смешивается, превращаясь в хаотичную силу, потерявшую контроль», — объяснил «Снобу» свой замысел художник.