Лучшее за неделю
23 сентября 2024 г., 12:00

Как ретейлеры поддерживают индустрию электрокаров в России

Читать на сайте

Электромобильный бум

Доля электрокаров в России невелика — около 0,1% от общего количества легковушек. Тем не менее внутренний электропарк показывает стабильный рост каждый год. По данным Минэкономразвития, за первую половину 2024-го он увеличился на 27%, до 52 тысяч машин. Треть из них зарегистрирована в Москве. Также активно пересаживаются на более экологичный вид транспорта жители Подмосковья, Санкт-Петербурга, Краснодарского края и Калининградской области.

Автоэксперты объясняют рост популярности электрокаров притоком на российский рынок новых моделей и брендов. Из Китая везут как массовые Lixiang, Zeekr, Voyah, Volkswagen, так и премиальные Audi e-Tron, Mercedes-Benz EQS, Porsche Taycan. Всего россиянам доступно более 70 «электричек».

Интерес поддерживает и государство. В 2022 году почти все западные автобренды покинули Россию — дилеры столкнулись с нехваткой машин. Чтобы покрыть дефицит на авторынке, власти стали развивать индустрию электромобилей. В России поставили на конвейер собственные модели — Evolute, LADA Ellada и «Москвич 3е». Была запущена программа льготного кредитования со скидкой 35%. Кроме того, для электромобилей платные трассы и парковки сделали бесплатными. Еще одной мерой поддержки стало обнуление транспортного налога.

Проблемы с зарядом

О популярности электрокаров в России говорит и рост количества зарядных станций (ЭЗС). На данный момент в России работают 7,4 тысячи публичных электрозаправок — это в 2,5 раза больше, чем год назад. В основном они сосредоточены в Москве, Петербурге и Подмосковье. Доля медленных, которые заряжают машину за 10–12 часов, составляет 64,5%, а быстрых, способных поднять батарейку до 80% за полчаса, — 34,5%.

По словам вице-премьера Александра Новака, электрозаправки обычно устанавливают на АЗС и автодорогах. Год назад власти Москвы и Петербурга разрешили это делать торговым центрам, коммерческим паркингам, офисным центрам и АЗС. Закон пока не позволяет без решения общего собрания жильцов строить электрозарядную инфраструктуру на территории многоквартирных домов. Минстрой начал прорабатывать этот вопрос в прошлом году — итогов пока нет. Стоит отметить, что 49% опрошенных граждан негативно относятся к появлению ЭЗС на дворовых парковках.

Фото: пресс-служба

Драйверы развития сети электрозаправок

Активно поддерживают индустрию электромобилей многие ретейлеры. Они устанавливают на парковках своих магазинов ЭЗС, позволяя владельцам заряжать машины во время похода за продуктами. Так, в Санкт-Петербурге торговая сеть «Пятерочка» начала размещать возле своих магазинов универсальные ЭЗС мощностью 22 кВт — они позволяют зарядить дневной пробег электрокара за час. С помощью мобильного приложения водители могут бронировать себе место на «заправках» и отслеживать статус зарядки и платежи. Участники программы лояльности X5 Group могут оплачивать услуги бонусами, накопленными за покупки, — «апельсинками» 

«Проект с ЭЗС направлен на сокращение выбросов СО2 и формирование у покупателей культуры перехода к более экологичному образу жизни. Электрозаправки с медленным зарядом представляют собой вмонтированные в стены магазинов станции. Быстрые заправки располагаются отдельной конструкцией. Сейчас проект насчитывает 21 зарядную станцию в Петербурге. Также они есть у магазинов в Москве и Перми», — говорит Татьяна Пржевальская, менеджер направления устойчивого развития «Пятерочки».

При установке ЭЗС ретейлеры сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, не все здания подходят для станций, а быстрые зарядки нельзя монтировать на стенах жилых домов. Кроме того, размещение ЭЗС рядом с магазином может привести к увеличению стоимости аренды участка. И наконец, не везде есть необходимые мощности и парковочное пространство.

Развитие сети электрозарядных станций ретейлерами зависит от спроса в стране на электрокары. По словам Пржевальской, в ближайшие пять лет «Пятерочка» планирует установить ЭЗС почти во всех петербургских магазинах. Также приоритетными городами для развития сети электрозаправок в 2024–2025 годах являются Сочи, Екатеринбург и Казань.

Подготовила Анна Вострикова

Обсудить на сайте