«Вечера со смыслом». Как прошла встреча с писателем Евгением Водолазкиным
«Вечера со смыслом» — новый регулярный офлайн-проект «Сноба». Раз в месяц члены и гости клуба «Сноб» будут встречаться с интересными людьми из разных сфер. После публичной дискуссии с автором проекта Егором Спесивцевым участники мероприятия могут задавать герою любые вопросы — как по содержанию вечера, так и о деятельности гостя вообще. 28 августа прошел первый «Вечер со смыслом» с писателем Евгением Водолазкиным — при поддержке городского квартала SLAVA от ВЭБ.РФ и MR Group.
Встреча с Евгением Германовичем была посвящена его писательской стратегии — то есть тому, как он подходит к написанию своих произведений. Однако разговор о том, что и как автор формулирует в собственных книгах, невозможен без конкретного представления о его читательском бэкграунде. Первые книги в жизни Евгения Водолазкина были совсем не художественными — он зачитывался ботаническими справочниками, которые хранила у себя его бабушка, учительница биологии.
Об одном из растений оттуда писатель вспоминал особенно часто — в книге говорилось, что оно способно удержать на себе целых 25 килограмм. Весивший на пять килограмм меньше юный Водолазкин очень надеялся, что сможет проверить эту информацию на себе — но ни тогда, ни спустя время такой возможности не представилось.
Своим главным детским потрясением писатель назвал научно-фантастическую повесть Артура Конан Дойля «Отравленный пояс». В ее финале все (или почти все) герои умирают, а после просыпаются, как ни в чем не бывало. Происходит заметное смещение времени — вполне возможно, что его сложное устройство в том же романе «Лавр» корнями уходит как раз в это раннее воспоминание Водолазкина. Кроме того, персонажи книги напрочь забывают о произошедшей катастрофе. Так Конан Дойль обращается и к проблеме памяти, которая в последнем на данный момент романе Водолазкина «Чагин» стоит особенно остро.
Писатель вспомнил и о другом любимом произведении — приключенческом романе «Робинзон Крузо», повествовательные черты которого можно найти и в прозе самого Водолазкина. Даниель Дефо, написавший эту известную книгу, в жизни был довольно неприятным человеком. Водолазкин называет его «вдохновенным доносчиком», циничным выдумщиком, злодеяния которого оправдывает только удивительно светлый текст.
Дефо Евгений Германович уже выводил в своем последнем романе «Чагин», как одну из крайностей, куда может впасть отчаянный фантазер. В качестве полного антипода автору «Робинзона Крузо» Водолазкин тогда представил мечтательного романтика Генриха Шлимана — знаменитого немецкого археолога. Его фантазии существовали сами для себя, он не преследовал никакой выгоды или злого умысла — просто любил воображать.