Лучшее за неделю
7 сентября 2024 г., 11:52

Как и зачем Москва приручает дикую уличную культуру

Читать на сайте

Уличная еда

Фото: департамент торговли и услуг г. Москвы

Стритфуд в Москве давно перерос банальные шаурму и чебуреки, теперь это кухни всего мира: от сладких испанских чуррос до новогодних трдельников, а точки уличной еды – от аккуратных шале в парках до масштабных гастрофестивалей.Например, на форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030» можно попробовать блюда в тематически украшенных павильонах с едой на Манежной площади. Больше месяца организаторы знакомят гостей с кулинарной культурой России. Здесь проходят поединки шеф-поваров московских ресторанов, открытые мастер-классы, по вечерам звучит музыка.

Уличные художники

Фото: пресс-служба

На форуме-фестивале «Территория будущего. Москва 2030» на «Красном Октябре» была создана площадка «Коробка» с огромными кубами, которые могли расписывать и уличные художники, и обычные посетители. В росписи «Коробки» участвовали 34 художника и 200 гостей, создавая абстрактные композиции и персонажей.Один из художников «Коробки», известный под псевдонимом Сахар18, уверен, что уличное искусство будет существовать всегда и везде, и бороться с ним бессмысленно.«Оно должно находиться на улице, при этом легальным оно будет или нелегальным – оно все равно будет. Его место в Москве будущего – там же, где и сейчас: везде. Открытые пространства, галерейные проекты, эстакады вдоль дороги, фасады домов. Вопрос в том, как художники будут интегрировать его в пространство».«Уличное искусство – понятие широкое, – продолжает Сахар18. – Есть, например, мурализм – роспись фасадов, и это, безусловно, украшение города. Классическое граффити – это быстрая работа, и к ней может быть отношение неоднозначное. Граффити и мурализм нужно разделять – рисование на фасадах портретов или пейзажей не имеет ничего общего с классическим быстрым граффити».Куратор галереи НЕТСТЕН в ЦСИ Винзавод, художник Дмитрий Аске, делает акцент на важности взаимодействия города и художников: чтобы вписать произведения паблик-арта в городскую среду, нужно готовить их еще на этапе разработки архитектурных проектов.«Здесь большую роль играют кураторы, которые умеют грамотно оценить потенциал того или иного места и правильно подобрать художника, чей стиль и отношение к работе лучше всего соответствуют задаче», – отмечает Аске.Урбанист Иван Митин добавляет, что уличная культура может создать смысл, уникальность и идентичность жителей там, где, казалось бы, совсем ничего нет. Например, это касается новых жилых комплексов. Здесь уличное искусство помогает придумать уникальные символы для построенного района или города.

Уличные музыканты

Фото: страница в социальной сети «ВКонтакте» проекта «Уличный артист»

Проект «Уличный артист» дает возможность выступать на четырех десятках московских площадок всем творческим людям. Площадки отличаются по вместимости и по звуковому режиму – музыкальные, акустические, музыкально-акустические и даже бесшумные.Устроить концерт под открытым небом можно так: зайти на страницу проекта «Уличный артист», выбрать удобную площадку, дату и время, дождаться одобрения заявки и пойти выступать.Восемь лет назад, когда проект только появился, за день выступало в среднем 4 музыканта, сегодня эта цифра выросла до 35, а общее количество выступлений в прошлом году превысило 20 000.

Уличная торговля

На фестивале «Лето в Москве. Все на улицу!» до 8 сентября можно найти интересное уличное событие – винтажный маркет на Чистопрудном бульваре. Это отличное место для тех, кто ищет антиквариат и уникальные вещи из частных коллекций. Здесь представлены советский фарфор и фаянс, предметы интерьера, нумизматика, открытки, бижутерия и многое другое от известных коллекционеров столицы.Посетители могут не только увидеть, но и приобрести предметы быта XVIII–XX веков, а также узнать их историю и предназначение. Легальность таких мероприятий гарантирует покупателям подлинные и исправные товары по разумным ценам, а продавцам – безопасную торговлю.Продуктовые ярмарки на фестивале тоже есть. Их можно узнать по яркому оформлению павильонов, выполненных в разных стилях – от русского купеческого до японского. Некоторые и вовсе похожи на замки.Чтобы попасть на ярмарки выходного дня, достаточно подать заявку на сайте mos.ru. Для участия в межрегиональных ярмарках нужно обратиться в органы исполнительной власти по месту производства и отправить анкету на email mry@torg.mos.ru.

На этих ярмарках можно найти только продовольственные товары и иногда – настоящие гастрономические эксперименты, вроде улиток в специальном соусе или уникальных сыров.

Локальная идентичность

Фото: пресс-служба

«Городам и в особенности периферии крупнейших городов не хватает уникальности, смыслов – того, за что их можно полюбить. Ну а их жителям не хватает локальной идентичности, привязанности к своему городу как к дому, чувства принадлежности к своему локальному сообществу – соседей и друзей. Уличное искусство, например, – хороший инструмент для решения этой проблемы. Оно создает репрезентации общих ценностей, яркие символы районов и целых городов», – отмечает урбанист Иван Митин.

Уличная культура – явление, с которым бессмысленно бороться, потому что оно исходит прямо из потребностей горожан: в творчестве, редких товарах или дополнительном заработке. Лучшее, что может сделать город, – это пойти навстречу москвичам, а лучше – превратить улицу в пространство, легальное и удобное каждому.

Автор: Ольга Обыденская

Обсудить на сайте