Японские боги — 5 современных архитекторов из Страны восходящего солнца
Стихийный и местами пугающий процесс глобализации неумолимо подчиняет мир общему стандарту — современные мегаполисы все больше мимикрируют друг под друга, международные тренды задают единообразные лекала для урбанистики. Да, конечно, «исторический» центр любой мировой столицы остается уникальным, его визуальный код не теряет самоидентичности, но если мы говорим про «новый» мир — он как будто строится по единым шаблонам, следуя общей моде на тот или иной стиль, формат или контекст.
Одним из бессменных рекордсменов по архитектурному своеобразию была и остается Япония, где мне недавно посчастливилось побывать. Долгие века изоляции, в условиях которой японская культура «бродила» и осмысляла сама себя, нелегкие уроки середины прошлого века и необходимость в сейсмоустойчивости строений трансформировались в удивительный архитектурный феномен, сочетающий в себе исконные традиции и высокий уровень прогресса.
Японская архитектура нового времени неразрывно связана с рядом ярких имен ХХ–ХХI веков: Арата Исодзаки, Кэндзо Тангэ, известный всему миру гений-самоучка Тадао Андо и дальше по списку. Однако вслед за теми, кто создавал архитектурное лицо уходящих лет, зреют новые имена, ценность которых подкрепляется пока еще не Притцкеровской премией, но уже значительным вкладом в продолжение того особого визуального языка.
Кенго Кума
Один из самых влиятельных архитекторов Японии, его часто называют «разрушителем» за стремление размыть границу между природой и домом, между домом и окружающей средой, сделать стену здания призрачной — например, с помощью «мерцающих» фасадов. Напоминая всему миру о том, что слово «современный» далеко не всегда синонимично слову «молодой», встретивший в этом году свое 70-летие новатор нередко использует авторские жалюзи из самых разных материалов, дополнительные оболочки для зданий, сетки, собирает фасады из палочек, плиточек, стеклянных панелей, везде оставляя ритмичные пустоты, так что непонятно: это все-таки стена или решето?